Что такое мошенничество? Это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием. Случалось ли Вам, дорогой читатель, быть жертвой мошенников? Наверное, почти каждый из Вас, в той или иной степени, был использован непорядочными людьми – зная финансовые трудности имигрантов, мошенники предлагают им быстрое обогощение – деньги, практически из воздуха. Вам могут предложить работу страхового агента, менеджера, даже представителя фирмы по продажам... фильтров, одеял, пылесосов и т.п.. Всякого рода пирамиды вырастают, как грибы, и, надо сказать, очень живучи. Человек, в своём стремлении обогатиться за чужой счёт, весьма и весьма изобретателен.
Жизнь в Германии у Петра как-то не заладилась. Вначале всё было нормально – семья, дети, ВНЖ. А потом всё пошло не так – с женой разошёлся, срочный вид на жительство закончился, т.е. он находится в Германии нелегально уже довольно длительное время, а теперь находился в тюрьме. Единственный человек, которому Пётр ещё доверял и который мог ему помочь, была бывшая жена, мать его детей. Пётр позвонил Лене и попросил о помощи.
Лена обратилась в нашу адвокатскую кацелярию и пояснила, что её бывший муж находится в тюрьме и ему срочно нужен защитник. Адвокат позвонил в прокуратуру и поппросил дать ему разрешение на встречу с обвиняемым. Получив разрешение, адвокат поехал в тюрьму – ему было необходимо встретиться с клиентом, чтобы получить его личное согласие на предоставление ему защиты и услышать информацию о преступлении, что называется, из первых рук.
Встретившись с Петром, адвокат выяснил, что он обвиняется в мошенничестве путём взлома банковских кодов и получении значительных денежных средств; сумма причинённого клиентом ущерба исчислялась десятками тысяч евро. В соответствии с уголовным законодательством Германии при таком обвинении обвиняемый имел право на предоставление защитника государством. Поэтому решение нужно было принимать быстро. Получив согласие клиента на представление его интересов, адвокат в этот же день направил в суд уведомление о том, что он представляет законные интересы Петра и затребовал материалы дела для ознакомления. Каково же было его удивление, когда суд сообщил, что обвиняемому уже назначен защитник. Адвокат сразу же позвонил в суд для того, чтобы узнать причину отказа и назначении другого защитника. Суд признал свою ошибку (такое тоже встречается) и пообещал отменить постановление о назначении обвиняемому государственного защитника, назначив защитником адвоката, которого назвал обвиняемый. Что касается предоставления для ознакомления материалов дела – как пояснил суд, они составляют более 20 томов: дело ведётся уже более пяти лет в отношении многих обвиняемых. Их пересылка и обработка заняли бы достаточно много времени. Для ознакомления с документами адвокат поехал в суд сам.
Как видно было из материалов дела, бизнес был, что называется «поставлен на широкую ногу». Преступники взламывали электронный банк потерпевших и переводили деньги на счета третьих лиц. Впрочем, способы получения доступа к денежным средствам потерпевших были различны. Преступники привлекали в свой «бизнес» клиентов под разными предлогами, предлагали дать номер своего счёта за определённую плату. На такой трюк попался и наш клиент – с женой разведён, в стране нелегально, денег к существованию нет. А тут везение – познакомился с земляками, у них серьёзная фирма, которая ищет сотрудников, предоставляет льготы. Предложили всего-то – открыть счёт на своё имя, на который будут поступать денежные средства. Их нужно только снять в течение часа после поступления, передать представителю фирмы, и.… получить за это вознаграждение в размере оговоренной суммы. Пётр согласился. Как следовало из материалов дела, в результате только его действий преступники получили порядка 37 тысяч евро. Петру грозило тюремное заключение.
Адвокат имел намерение переговорить с судом – насколько суд готов применить к обвиняемому условное осуждение. В юриспрюденции существует такая субъективная сторона преступления, как косвенный умысел – обвиняемый не знал, его использовали, его обманули и т.п. Однако, в этом случае законодатель возлагает ответственность на виновное лицо – не знал, но мог догадаться на основании совокупных фактов: денежные средства в крупных размерах проходят не через счета фирмы, а через частный счёт; деньги должны быть в первый же час, после их поступления, сняты и переданы работнику фирмы – уже это свидетельствует о том, что деньги, поступающие на его счёт, добыты незаконным путём. И, вполне естественно, что в данном случае, суд не может оправдать действия обвиняемого.
Адвокат встретился ещё раз с подзащитным и объяснил ему ситуацию: конечно же можно попытаться от всего отказываться – не знал, не понимал своих действий. Но при этом существует большой риск, что этим он настроит суд против себя и дело будет проиграно. Адвокат посоветовал клиенту в случае, если в ходе переговоров суд даст понять сторонам свою готовность рассматривать возможность назначения условного осуждения, дать суду правдивые показания. Клиент согласился. Адвокат вёл переговоры с судом, и суд просигнализировал свою готовность рассмотреть вопрос условного осуждения при условии дачи обвиняемым чистосердечных показаний. Но существовала другая опасность – клиент находился в стране нелегально и мог быть депортирован. Адвокат выяснил у судьи – поступал ли в отношении его клиента запрос из имиграционной службы. Получив отрицательный ответ, адвокат направил письмо в имграционную службу о намерении его клиента подавать документы в ведомство по делам иностранцев о его воссоединении с несовершеннолетними детьми, проживающими в Германии. Бывшая жена предоставила суду справку о том, что между ними вновь налаживаются семейные отношения, что положительно сказывается на их детях, и, в случае вынесения приговора об условном осуждении, она готова зарегистрировать его на своей жилплощади и разрешить проживать вместе с нею и детьми.
В день судебного заседания стороны придерживались достигнутых ранее договорённостей: обвиняемый дал суду правдивые показания, адвокат подтвердив показания клиента, подчеркнул суду, что его подзащитный сам является жертвой, хотя это и не освобождает его от ответственности. Он указал на то, что преступление было совершено его подзащитным уже значительное время назад, он сам осознал это и больше уже не совершал подобных проступков. Также адвокат попросил суд учесть, что обвиняемый добровольно сдался правоохранительным органам, и его исправление возможно без отбывания наказания в местах лишения свободы. Суд был согласен. Теперь речь шла о сроке условного осуждения: сторона обвинения просила 2 года, адвокат настаивал на снижении и освобождении из-под стражи. Суд приговорил Петра к лишению свободы сроком на 1 год и 10 месяцев условно, и он был освобождён из-под стражи в зале суда.
Задача, поставленная клиентом перед адвокатом, была выполнена. Но... в начале статьи мы писали, что жизнь Петра в Германии как-то не заладилась. Выйдя на свободу, он в этот же день был вновь арестован и отправлен уже в департационную тюрьму. Но это была уже совсем другая история, о которой мы раскажем в следующем номере газеты.
Все права защищены. При копировании и републикации статьи ссылка на первоисточник обязательна.