Знаменитые статуи «моаи», глядящие на море с острова Пасхи в Тихом океане, до сих пор таят в себе некоторые загадки. Взять хотя бы «аху» - платформы, на которых установлены статуи. Обычно их использовали для ритуальных захоронений, но самые ранние аху были построены с другой целью, а вот с какой – неизвестно.
Ещё больше эти статуи будоражат воображение различных фантазёров и любителей «альтернативной истории». Им кажется, что огромные монолитные фигуры просто невозможно перетаскивать обычными человеческими усилиями, по крайней мере в то далёкое время. Тут явно постарались инопланетяне…
Мастер-класс от Педро Атаны и Павла Павла
Местный житель Педро Атана, которого встретил Тур Хейердал во время своего знаменитого путешествия, инопланетянином не был. Но он с группой товарищей охотно продемонстрировал, как нужно изготавливать и перемещать такие статуи. По его словам, моаи не изготавливались вот уже несколько поколений (дело было в 1955 – 1956 годах), однако старшие всё равно обучали младших всем необходимым навыкам.
Оказалось, что никакого секрета нет. С помощью простых каменных молотков Педро и его бригада откололи 12-тонный кусок каменной глыбы, придали ему человекообразную форму, затем в лежачем положении переместили статую в нужное место и поставили «на ноги», подкладывая под неё камни и используя брёвна в качестве рычагов.
Педро и его товарищи принадлежали к последним «длинноухим» - народу, который когда-то прибыл на остров Пасхи из Америки. Далёкие предки Педро и создали все статуи моаи, в то время как местные аборигены – «короткоухие» - с мистическим трепетом наблюдали за ними.
Кстати, «короткоухие» в своих легендах рассказывали, что статуи к месту окончательной дислокации «шли пешком», то есть в вертикальном положении. Это исследователям казалось странным, однако Павел Павел, чехословацкий инженер и приятель Тура Хейердала, в 1982 году наглядно продемонстрировал, как можно передвигать подобные статуи в положении "стоя" с помощью обычных верёвок. Только для этого ему понадобилось 17 помощников.
Точная 12-тонная копия статуи моаи разгуливала по его родному городу Страконице, что в южной Чехии. Через несколько лет Павел Павел повторил свой эксперимент уже на самом острове Пасхи, отправившись туда вместе с Туром Хейердалом. Легенды «короткоухих» оказались вполне правдоподобными.
Так ли это странно?
Тем не менее, даже такие простые способы передвижения мегалитов кажутся впечатляющими. Однако «свои моаи» существуют во многих странах мира, в том числе в России. Гигантский камень, из которого вытесали постамент для «Медного всадника» в Петербурге, волокли к месту окончательной установки именно так – с помощью верёвок и палок. А Александрийский столп ещё и везли на корабле по морю.
Известно множество сообщений о том, как в средневековой Европе перетаскивали целые здания, в том числе высокие башни. Наконец, «палочно-верёвочные» технологии использовались в СССР в 1920-х годах во время реализации плана ГОЭЛРО – масштабной электрификации всей страны.
Лучшая благодарность авторам - ПОДПИСКА на КАНАЛ 😉 и 👍
Рекомендую почитать: