Я никогда не думала, что у моей дочки имеются проблемы со зрением. Она росла активной и смышленой, быстро развивалась. Могло бы насторожить, что, рассматривая мелкие предметы, Аня иногда подносила их к самым глазам, однако это случалось нечасто.
И вот, дочке исполнилось 3,5 года. Давно пора отправляться в садик. Нам дали место в хорошем учреждении совсем рядом с домом, осталось только обойти специалистов для записи в карту. Окулист оказался в нашем списке врачей последним.
В кабинете на проверке зрения дочка очень быстро называла почти все фигурки, которые видела на таблице левым глазом. Потом доктор закрыла ей левый глаз. Но Аня на все вопросы отвечала: «Я не знаю… я не вижу», не назвала ни одного изображения. Я даже сначала подумала, что она просто устала и шутит. Но оказалось, что это не так. Правый глаз ребенка показал всего 5% зрения.
Ане поставили серьезный диагноз – амблиопия высокой степени, астигматизм. Амблиопию называют ещё «ленивым глазом», это иногда случается у маленьких детей – из-за сильной разницы в зрении, мозг как бы «отключает» слабый глаз и переносит всю нагрузку на второй.
И что же? Дочке выписали очки с толстой линзой и окклюзивную терапию. Лечение заключается в том, чтобы на два часа в день заклеивать хорошо видящий глаз, как бы заставляя работать слабый орган.
Зрительный диагноз дочери очень расстроил меня, я чувствовала себя виноватой. Ребенок почти незрячий на один глаз и я не замечала этого и даже не ходила с ней вовремя к окулисту! А как же наш детский сад? Столько документов уже оформлено! Неужели придется сидеть дома?
Но постепенно я поняла, что в общеобразовательном учреждении Ане будет дискомфортно – никто не позаботится там о зрении и не станет заклеивать глаз. Да и надо ли ей выделяться среди других ребят? В большой группе легче травмироваться, могут нечаянно уронить или сломать очки…
К слову, дочке понравилось ходить в очках, хотя сначала она отрицала их и даже грозилась «выкинуть в помойку». Но она стала лучше видеть и ещё Аня часто слышит от меня и других взрослых, что очки очень красивые и ей идут, что в них она кажется взрослой.
А окклюзивная терапия у нас пошла плохо – оставаться на два часа почти без зрения дочка не желала, не помогали ни уговоры, ни книжки, ни даже мультфильмы. Аня капризничала, подглядывала, постоянно норовила снять досадную залепку. И тогда необходимость специализированного детского сада встала ещё острее. Ведь там небольшие группы ребят, которые в таком же положении – воспитатели следят за зрением и тем, кому необходимо, заклеивают глаз. Там ребенку должно быть проще психологически.
Но в садик для слабовидящих детей попасть непросто, а у нас в микрорайоне он единственный. Даже если мы быстро соберем все документы, то это будет только на следующий год. И всё-таки я не стала откладывать. Ведь это именно то, что необходимо дочке, от сегодняшней обстановки зависит её здоровье и, возможно, качество будущей жизни.
Мы снова стали обходить всех врачей для того, чтобы пройти специальную комиссию. На этот раз требовались справки от логопеда, психиатра и других узких специалистов. Последним пунктом стояла консультация тифлопедагога, человека, который занимается воспитанием детей с нарушением зрения. И вот здесь нам с Аней повезло. Тифлопедагог решила помочь нам с устройством в нужный садик. Она позвонила своей знакомой заведующей и в РОНО, попросила устроить ребенка. И чудо – место для Ани нашлось!
От подарков женщина отказалась – значит, существуют на свете добрые, бескорыстные люди, которые помогают просто потому, что могут это сделать! Это было очень неожиданно и приятно.
Через две недели, собрав необходимые справки, Аня пошла в первый раз в садик. Здесь работают замечательные педагоги и врачи, очень чистые, уютные помещения, доброжелательная атмосфера.
В первый же день дочка без проблем разрешила дефектологу заклеить себе глаз и спокойно занималась с другими ребятами. В таком положении дети там рисуют, лепят, танцуют – чтобы развивать зрение. Удивительно, но Аня даже полюбила заколки и разрешает заплетать ей косички, как просит того воспитательница. А ведь раньше она моментально снимала с себя любые украшения для волос!
Я очень надеюсь, что всё будет хорошо и зрение на «ленивом» глазу восстановится хотя бы частично. Главное, что дочка теперь в хороших руках!