В экономической теории достаточно жестко различаются понятия "стоимость" и "цена". Цена - это всего лишь количественный (денежный) эквивалент стоимости. А как понять, соответствует цена товара его стоимости или нет? Здесь решает соотношение спроса и предложения: если товар продан по этой цене, значит потребители признали его ценность для себя соответствующей рыночной цене. Когда мы говорим: "1000 рублей? За эту ерунду? " - ценность товара для нас не соответствует представлениям продавца о его стоимости.
Просто нужно понять, что такое стоимость товара. И здесь в теории будет целый "букет" объяснений - начиная от теории потребительской полезности (например, за бутылку Bon Aqua в центре пустыни вы отдадите на порядок больше денег, чем за ту же бутылку на берегу реки), до теорий эквивалентного обмена и трудовым теориям стоимости Карла Маркса.
Стоимость товара - это смесь объективных факторов (фактических затрат на создание продукта) и субъективных (потребительских предпочтений, психологических установок), формируемых у среднего потребителя на данном рынке. Расскажите по ТВ в какой-нибудь рейтинговой передаче о том, что персики страшно полезны - и их ценность в глазах потребителей подскочит на порядок, для себя они "пририсуют" стоимость этого товара. Продавцы, прослышав о "страшной полезности персиков" попробуют количественно оценить рост этой потребительской ценности и добавят цену. Если товар по этой цене продан, его стоимость признана обществом.
Проблема в том, что деньги сами по себе имеют товарную природу. Их можно наштамповать столько, что ценность таких бумажек скатится к нулю - тогда единственным выходом остается измерение стоимости в относительно стабильных валютах, т. е. через перевод к эквивалентной цене в иностранной валюте. Это одна из самых больших проблем классической теории - как найти хороший эквивалент стоимости, который мог бы обслужить растущий объем товаров, был бы относительно стабильным, понятным для всех, и так далее.
Золото эту роль проиграло в силу слишком большого несоответствия товарной массы и золотого запаса к середине 20 века - в мире сейчас просто колоссальный объем товаров производится ежеминутно, при экстраполяции золотого стандарта получится, что булка хлеба условно стоит 0, 0000003 унции золота - и как этим расплачиваться? Пока ничего лучше не обеспеченных денежных знаков, монопольно выпускаемых государством, не придумали. А чтобы смягчить негативные моменты такого обращения, создали независимый Центральный банк, который должен останавливать "аппетиты" субъектов экономики в стремлении напечатать побольше.