Найти в Дзене
Азот+

Русско-японский взгляд на аммиак

В начале 70-х годов прошлого века на Новомосковском «Азоте» началось строительство крупнотоннажных производств, в дальнейшем получивших название «большие агрегаты». В строительстве всех этих объектов активно участвовали зарубежные инжиниринговые компании. О вкладе японских инженеров в наш «Азот» вспоминает Вячеслав Пузанов, оператор производства аммиака (1972–1979). Вячеслав Сергеевич Пузанов, оператор производства аммиака Новомосковского «Азота»: – Мне нравилось работать с японцами. Четкость, организованность, уважительное отношение к людям – вот их главные черты. Мне доводилось общаться с ними и на работе, и в неформальной обстановке. Языком на площадке был английский, обычно мы общались через переводчиков, но чем больше работали, тем больше понимали друг друга и без них. Цеха были очень современные для своего времени, уже в на- чале 70-х была возможность управления всеми системами цеха через ЭВМ. Но почему-то на высшем уровне решили выбрать более простую комплектацию без испол

В начале 70-х годов прошлого века на Новомосковском «Азоте» началось строительство крупнотоннажных производств, в дальнейшем получивших название «большие агрегаты». В строительстве всех этих объектов активно участвовали зарубежные инжиниринговые компании.

О вкладе японских инженеров в наш «Азот» вспоминает Вячеслав Пузанов, оператор производства аммиака (1972–1979).

Вячеслав Пузанов (второй справа) с японскими инженерами
Вячеслав Пузанов (второй справа) с японскими инженерами

Вячеслав Сергеевич Пузанов, оператор производства аммиака Новомосковского «Азота»:

Вячеслав Пузанов сегодня
Вячеслав Пузанов сегодня

– Мне нравилось работать с японцами. Четкость, организованность, уважительное отношение к людям – вот их главные черты. Мне доводилось общаться с ними и на работе, и в неформальной обстановке. Языком на площадке был английский, обычно мы общались через переводчиков, но чем больше работали, тем больше понимали друг друга и без них. Цеха были очень современные для своего времени, уже в на- чале 70-х была возможность управления всеми системами цеха через ЭВМ. Но почему-то на высшем уровне решили выбрать более простую комплектацию без использования цифровой техники. На ЭВМ мы перешли только в 2004 году.

-3

Идея укрупнения производственных агрегатов принадлежит министру химической промышленности СССР (1965–1980) Леониду Костандову. Вместо 10 агрегатов следовало ставить один в 10 раз мощнее, что существенно уменьшало численность обслуживающего персонала. В период с 1970 по 1980 год в Советском Союзе были построены 36 новых производств аммиака. Все они отвечали критериям Костандова – были крупнотоннажными, надежными и суперсовременными.

К началу 70-х годов советская производственная инженерная мысль не могла предложить современную и энергоэффективную технологию производства аммиака.

Министерством химической промышленности была выбрана американская технология, реализовать которую должны были японские специалисты. Больше всего японцы запомнились работникам «Азота» организацией труда – для каждого направления деятельности у них был узкоспециализированный специалист, который знал своё дело на 100%.

Это в корне отличалось от специфики работы на предприятии, где каждый работник умел делать почти все, но не самым лучшим образом. Японцы четко следили за графиком работ, особенно при пусконаладке. Большое значение они уделяли и подготовительным работам, у них всегда был четкий план, прописанный до мелочей.

Японские специалисты
Японские специалисты

В итоге от начала строительства до пуска цеха Аммиак-4 прошло всего 3,5 года. Такая оперативность была возможна и благодаря современному оборудованию, которое им пользовали японцы (ЭВМ, контрольно-измерительные устройства). Все это появились на «Азоте» только в 2000-е годы. По словам ветеранов предприятия, советские инженеры и конструкторы иногда удивляли японцев. Как-то раз было необходимо смонтировать регенераторы абсорберы очистки. Это самые габаритные агрегаты в цеху. По японской технологии все это должно было монтироваться поэтапно в течение нескольких недель. Но время поджимало, и наши монтажники собрали эти колонны на земле и с помощью фактически изобретенной на месте технологии смонтировали агрегаты всего за сутки. Японцы были в восторге!

-5

По отзывам руководителя японской делегации, который имел опыт строительства подобных производств в других странах, уровень советских инженеров и работников предприятия был на голову выше, чем в других странах, даже европейских. Это и неудивительно: чтобы работать на новом производстве, надо было пройти многоуровневые собеседования. Персонал нового производства комплектовался из двух источников: опытные работники со стажем 8–10 лет и лучшие выпускники вузов. Именно этот сплав опыта с молодой энергией давал хороший результат.