Знакомая ситуация: без конца звонит телефон, начальник требует срочно закончить отчет, письма приходят быстрее, чем вы успеете ответить, в планере нет свободного места для новых задач. Нервы на пределе. Вы перестаете видеть свет в конце тоннеля, если только это не конец рабочего дня. Апатия, раздражительность, потеря интереса ко всем сферам жизни.
В нашей статье сегодня мы:
- выявим истинные причины стресса
- найдем подход к коллегам и начальству
- вспомним лучшие способы борьбы со стрессом на работе и вне ее
От стресса на работе страдает больше половины работников, независимо от возраста, должности и заработка. А вот то, как справиться со стрессом, напрямую зависит от первопричин:
Работа в цейтноте
Строгие дедлайны, авральный режим работы, большая ответственность за срывы сроков - самая распространенная причина стресса.
Неудобное положение тела
Зачастую неочевидная причина снижения работоспособности и повышения уровня стресса - это неправильно подобранная мебель на рабочем месте (слишком низкий стул или стол) и, как следствие, пребывание длительное время в неудобной позе. Особенно критично для людей с шейным остеохондрозом.
Невозможность сосредоточиться из-за отвлекающих факторов
Каждый раз, как вы углубляетесь в сложный отчет, начинает звонить телефон, коллега просит помощи, начальник вызывает “на ковер”. Вы вынуждены прерываться и потом вам снова требуется время, чтобы погрузиться с головой в вопрос. Так продолжается весь день - задача так и не решена, а уровень стресса возрастает.
Недостаточно информации для работы
Когда мы получаем задание из серии “пойди туда, не знаю куда…” и вынуждены собирать информацию по крупицам, задавая уточняющие вопросы, ответы на которые могут растягиваться на пол-дня, особенно при удаленном характере работы, то больше усилий уходит именно на выяснения, чем на саму работу. Результат один - уровень стресса возрастает.
Шум
Вынуждены делить кабинет с большим количеством шумных коллег? Внутреннее раздражение растет, производительность - падает.
Излишний перфекционизм
Работать на совесть - это хорошо, но постоянное стремление выкладываться на 200% на самом деле ведет к снижению качества работы и потере спокойного сна.
Стресс от общения с коллегами
С коллегами мы проводим времени не меньше, чем с нашей семьей, поэтому любые разногласия приводят к снижению мотивации и повышению уровня стресса. А что делать, если стресс вызывает общение с руководителем?
Во всех случаях рекомендуется придерживаться простых правил:
Научитесь говорить “НЕТ”: не обещайте справиться с задачей за срок, если вы уверены, что по объективным причинам потребуется больше времени. Приводите только реальные аргументы, предлагая при этом альтернативу. В большинстве случаев срок задачи можно сдвинуть, если обсудить этот вопрос перед началом работы. За пару минут до дедлайна этот метод не работает.
Будьте верны своему слову: если вы сказали, что не согласны с какой-либо идеей, то будьте стойкими до конца. Не нужно метаться и пытаться угодить всем.
Сохраняйте спокойствие, даже если атмосфера накаляется, тщательно подбирайте слова. Иногда стоит завершить разговор и вернуться к нему позднее, если вы видите, что конструктивной беседы не получается.
Не ходите вокруг да около. Дипломатичность - это хорошо, но многие ситуации требуют конкретики и оперативного реагирования. Невозможность прямо высказаться - не только приводит к стрессу и внутреннему напряжению, но и отодвигает решение вопроса.
Продолжительный стресс - это не просто усталость, это серьезные последствия для организма, которые могут привести к диабету, проблемам с сердцем или астме.
Если вы не можете перестать думать о работе даже во время выходных и отпуска, ощущаете постоянное беспокойство из-за рабочих моментов и чувствуете усталость даже после “отсыпных” выходных, то можно говорить о профессиональном выгорании.
Учимся переключаться во время стрессовых ситуаций
10-минутный перерыв
Вы работаете без перерыва, разгребая одно важное дело за другим. В какой-то момент вы чувствуете, что вы в ступоре, в тупике, мысли спутались, задачи не решаются, нарастает паника. Такое особенно часто происходит при постоянных переработках. Чтобы избегать таких состояний и особенно их последствий, позволяйте себе каждые 2 часа небольшой перерыв. Для такого будет достаточно 10 минут, однако важно, чтобы в эти минуты вас никто не отвлекал, и главное - никаких соцсетей. Тишина, расслабление созерцание. Маленькая перезагрузка каждые 2 часа - отличная профилактика выгораний на рабочем месте.
Стресс? Дышите глубже
Когда вы взволнованы, вы начинаете дышать чаще, чем обычно. В мозг начинает поступать меньше кислорода, концентрация и внимание падает. Простой способ - проветривайте свой рабочий кабинет каждые 2 часа, используйте это время для того, чтобы глубоко вдохнуть свежий воздух. Так, вы обеспечите насыщение головного мозга кислорода, откроете “второе дыхание”.
Движение - жизнь
Начинаете делать ошибки в простейших вопросах, когда находитесь под давлением дедлайна или начальства? Прогуляйтесь буквально пару минут, лучше всего на свежем воздухе, так как движение приводит в порядок наше давление и снижает уровень стресса. В идеале, конечно, йога в обеденный перерыв, но и просто прогулка по лестнице пешком до верхнего этажа будет иметь эффект.
Чай - всему голова
Растворимый кофе и наспех заваренный чай, может быть, и взбодрят на некоторое время, но гораздо полезнее будет заменить сомнительные напитки на зеленый чай. Небольшая чайная церемония для себя любимого позволит переключить внимание на более простые задачи, с которыми вы определенно справитесь.
Избавляемся от стресса вне офиса
Правило №1: Все что было в офисе, остается в офисе.
После работы очень важно переключиться на другие дела, лучше всего сразу после напряженного дня отправиться в спортзал или на пробежку. Движение - это лучший способ переключиться с умственной работы на физическую.
Правило № 2: Разрешите себе личное пространство.
На работе вы можете быть самым строгим сотрудником, самым крутым руководителем или незаменимой офисной феей, но постарайтесь вне офиса переключаться на другие социальные роли - семьянина, матери, жены в конце концов. Дайте себе отдых от рабочих переписок в мессенджерах и почте.
Правило № 3 Планируйте свое свободное время.
Отдых тоже нужно уметь планировать в своем плотном расписании. Выделите время на любимые занятия и тренировки. Ставьте себе высокие цели, но не забывайте поощрять себя походом в кино или ресторан. Назначьте себе “ламповый четверг” для встречи с друзьями. Вы всегда должны знать, что в вашем расписании есть не только дедлайны, но и приятные планы.
Правило № 4 Соблюдайте режим
Самый простой способ противостоять любым стрессам - высыпаться не только по выходным. Постарайтесь ложиться всегда в одно и то же время, ровно как и просыпаться. Ваш организм будет вам благодарен!