Найти тему
Заметки о живописи

Иван Шишкин. В окрестностях Москвы

Иван Шишкин. "Полдень. В окрестностях Москвы". (1869)
Иван Шишкин. "Полдень. В окрестностях Москвы". (1869)

Пейзажем Иван Шишкин "заболел" очень рано. Он подолгу изучал натуру и так увлекался ей, что любой сучок воспринимал как шедевр растительного мира. Наибольшее внимание он уделял отнюдь не общим пейзажным фонам, как было принято в то время, но конкретным фрагментам. Он тщательно осматривал стволы деревьев, стебли, листочки, ощупывал мох.

В своём дневнике Шишкин писал: "Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище..."

В 1856 году Шишкин поступил в Санкт-Петербургскую Академию Художеств, где пробыл четыре года. В заведении этом придерживались определённых канонов в методике обучения, однако Шишкин соблюдал их не все и не до конца. Художник уже тогда стремился к индивидуальности. 

Поначалу в  произведениях молодого живописца господствовали романтические черты, дань моде того времени. Однако Шишкин относился к природе отнюдь не как зритель, восторгающийся её красотами, но как исследователь, скрупулезно изучающий её формы. Такой подход к окружающему миру наиболее полно отразится в позднейших работах художника.

В 1862-1865 годах Шишкин предпринял заграничную поездку, вернувшись из которой долгое время работал в усадьбе Братцево под Москвой. Истосковавшись по красотам родной природы, мастер с радостью писал русские просторы и дали.

Именно к этому периоду относится его работа "Полдень. В окрестностях Москвы".

Мне сразу понравилась эта пропитанная светом и воздухом картина. 

Дорога на переднем плане уводит нас в напоенные светом дали, крестьяне же словно зовут присоединиться к ним и  выйти за край картины – туда, где начинается реальная жизнь...

Иван Шишкин. "Полдень. В окрестностях Москвы". Фрагмент.
Иван Шишкин. "Полдень. В окрестностях Москвы". Фрагмент.

Прихотливый изгиб дороги повторяет река; если бы не отражающиеся в ней деревья, можно было б подумать, что дорога, как шла, так и идет дальше. Скрылась на минутку в низине и вот уже  снова вынырнула на равнину…

Слева лежит маленькая деревенька, её почти не видно за купами деревьев. Из трубы одной из изб поднимается дым: жизнь там идёт своим чередом.

Пронизанная светом церковь так и притягивает взгляд; она – средоточие народной жизни. Церковь – а ещё бескрайнее пшеничное поле...

Крестьянин, главным богатством которого была земля, не имел времени любоваться её просторами,  однако сам был плотью и кровью родных полей.

Мне кажется, я знаю, о чем говорят эти утомленные трудом люди, медленно бредущие по дороге. О насущных делах: о том, сколько  успели сделать за день (он ведь год кормит), о том, что их ожидает дома…Быть может, говорят они и о завтрашнем дне: на какое поле пойдут, и кто каким делом займется.

Они радуются окончанию дня и возвращению домой, а еще, быть может, они поют. Нет ничего прекраснее крестьянской песни – мелодичной, спокойной и всегда немного печальной. 

Иван Шишкин знал, как раскрыть крестьянскую душу, а вместе в ней и самую суть народной жизни…

Солнце играет на волнующейся под ветром пшенице, золотит белые церковные камни, блестит водой в наезженных телегами колеях, высвечивает тонкие линии граблей в руках крестьян.  И пронизывает своим светом клубящиеся облака. 

Пронизывает светом всю безрадостную крестьянскую жизнь, которую Шишкин стремился сделать чуточку прекраснее. 

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Иван Шишкин. Жизнь в лесной глуши

Иван Шишкин. Сосновый лес на закате