Решение посетить в этом году фестиваль Гиганте (фонетически точнее «Хиганте» - но через «г» привычнее) сложилось из трёх факторов. Первый: Гиганте проводится в Гвадалахаре. Второй: Гвадалахара – место жительства участников Yo, Estratosferico. Третий: участники Yo, Estratosferico присутствовали при принятии решения. Идея зародилась в начале лета, в Бенавенте, за июнь-июль трансформировалась в пункт семейного финансового плана на год и во время Сонорамы окончательно оформилась в приобретение авиабилетов.
Гиганте – несмотря на имя – фестиваль маленький. С масштабами той же Сонорамы не сравнить. Если в Аранде собирается народ со всей страны, то в Гвадалахаре публика состоит сплошь из местных – разве, что из Мадрида в силу географической близости кто-то подъедет. Соответственно, на любом концерте пройти вплотную к сцене труда не составляет. Хотел бы я сказать, что и физически маленький фестиваль вынести проще – но нет. Наши шагомеры все три дня зашкаливали за 30 тысяч шагов, а это вполне себе сонорамские показатели. Так что меньшее количество сцен и концертов на усталость среднестатистических зрителей в лице нас с Таськой практически не повлияло.
Нам предстояло провести три дня в компании наших «стратосферных» друзей: в первую очередь, фанатки Yo, Estratosferico #1 Глории, Тито (гитара) и его девушки Белен. Плюс вечерами в фестивальной зоне мы встречались с Оскаром (бас), Хосе (вокал), Ману (ударные) и Диего (гитара). Помимо вышеназванных, часто в нашу компанию вливался человек по имени ТриКи – неопределённых лет дядька, культовая алькарренская фигура в мире искусства. Хотел, кстати, сначала написать «гвадалахарская» - но в испанском языке от названия этого города не образуются прилагательные. «Гвадалахарский» по-испански – «alcarreño» потому, что историческое название местности, где находится этот город: La Alcarria. Это так, к слову.
Первый день в плане концертной нагрузки казался довольно лёгким. Первыми на главной сцене выступали Nixon, последними на малой сцене – Uniforms. Что делать в промежутке между этими двумя событиями, было не очень ясно. Тем более, что и Nixon нам смотреть не очень-то хотелось. Оставалось полагаться на наших привычных компаньонов: Глорию, Тито и Белен. Они-то и повели нас на The Veroñas. Вероньяс – это местная девичья панк-группа с жесткой социальной позицией. Феминистской, в основном.
Посмотрели половину их концерта и ушли на Nixon, так как значительная часть обаяния Вероньяс кроется в текстах, а нам, как несложно догадаться, разобраться в них было трудновато. В тоже время Nixon уже вполне доросли до стадионного уровня (конечно, не до уровня условных «Лужников», а, скорее, условных «Трудовых резервов»). Хитового потенциала у южан полно, хотя меня и печалит их увлечение тонким гитарным звучком в духе Two Door Cinema Club.
Дальше по плану были Claim на малой сцене. На Сонораме мы их пропустили, а сейчас восполнили тот «прогул». Ну, неплохая группа. Тоже такой поп/рок. Таське понравились. Мне вроде бы тоже – но не настолько, чтобы жаждать их следующего концерта. Зато мне понравилась следующая группа, выступившая на малой сцене – Tree House, но до нее я увидел еще кусок выступления Cooper на главной сцене. Из этого куска я узнал, что Алекс Купер распускает группу в конце года, и это один из их последних концертов вместе. Забавно, что никому из тех, с кем я говорил, не нравится Cooper – зато всем нравится старая группа Алекса: Los Flechazos. А мне и Cooper нравятся. Или, точнее, нравились.
Вернёмся к Tree House. Это трио из города Касерес, что в провинции Экстремадура. В их пресс-релизе написано о том, что группа пытается делать громкий рок с акустической гитарой в качестве лидирующего инструмента. Ну, допустим. Не могу сказать, что такой подход чего-то добавляет или, наоборот, чего-то лишает в плане звука и звукового напора – но херачит вокалист/гитарист на своей гитарке и впрямь мощно. И, что самое главное, песни у них отличные. Хотя я, в целом, не сторонник подхода имени Keane: «У нас на альбоме нет гитар, но мы использовали разные примочки, чтобы сымитировать гитарный звук» (если тебе нужен звук гитары – то играй, сукаблять, на гитаре!) и его вариаций.
Вот после Tree House стало реально нечего делать. Следующие полтора часа расписания были отданы под Rayden (рэп), Rozalen (дурная попса с гитарами) и Carmencita Calavera (по одному названию ясно, что ничего хорошего там не жди). Поэтому мы просто ушли на квартиру потупить часок.
Я честно попытался сорганизовать побольше народу на концерт Uniforms, поскольку севильские indie darlings (реально, кажется, что в Севилье и окрестностях каждая собака любит Uniforms) этого достойны. Но в итоге никто не пришел. Были мы втроём с Глорией и пятеро участников Nixon чуть в сторонке. Под конец какой-то народец таки подсобрался – но всё равно зрителей было крайне мало для такой хорошей группы. Видимо, потому, что назавтра был рабочий день, и всем хотелось выспаться перед работой.
У нас рабочего дня не было, но выспаться тоже хотелось – всё-таки бессонная ночь в пути и всё такое. И мы ушли – тем более, что в программе не было больше никого, ради кого хотелось бы остаться.
***
Следующий день – пятница – выдался посложнее. «Посложнее», вообще-то, не вполне подходящее слово. День грозил неразрешимыми проблемами. Если в четверговом расписании интересные музыканты были расположены вполне разреженно, если не сказать: «штрихпунктирно», - то в пятницу организаторы подложили персонально мне огромную свинью. Итак:
19:15 – Floridablanca
19:30 – Captains
20:15 – Eva Ryjlen
21:00 – Detergente Liquido
21:15 – La Habitacion Roja
И всё это на трёх разных сценах, с наложениями и максимально неудобно. Хуже всего вышло с последними двумя. Их выступления перекрывались почти полностью, и с учетом желания посмотреть весь концерт моих приятелей из Кадиса, шансов увидеть La Habitacion Roja у меня не было.
С остальными разобраться удалось. Посмотрел 5 песен Floridablanca, затем, оставив Таську дожидаться «Solo De Madrugada», отправился на Captains на малую сцену, мало что пропустив из их выступления. Остался с ними до конца, после чего перешёл на главную сцену, на выступление инди-принцессы всея Гвадалахары Евы Райлен. Там буквально заставил всех старых и новых знакомых пообещать мне прийти на Detergente Liquido после окончания концерта Евы. А сам сбежал на малую сцену, не дожидаясь финала её выступления, чтобы успеть точно к началу выступления Detergente.
Floridablanca, ранее известные как Sin Rumbo, вполне органично смотрелись на главной сцене фестиваля. Играя инди-рок под старым названием, они до этого статуса не дотянули (что было довольно несправедливо, на мой взгляд), а заиграв дискотечное саншайн-электро – вот вам, пожалуйста, все плюшки.
Но уйти с них на Captains всё же того стоило. Первый их альбом также не избежал влияния электро, зато на втором Капитаны, ведомые немкой Фи Ригой (Fee Reega – сдаётся мне, это псевдоним), заиграли мощный рок с уклоном в гранж. Эту свою ипостась они и продемонстрировали на концерте. Группа огонь, что я могу сказать.
Еву Райлен в Гвадалахаре любят приблизительно все, причём не только за внешность. Она со своей группой сейчас играет кантри – но могла бы играть что угодно иное, и все её любили бы не меньше. В принципе, в Испании можно собрать немаленький фестиваль из девушек, играющих кантри – и уровень этого фестиваля будет топовый. Концерт был хороший. На одну из песен вышел муж Евы, от которого она и получила свою совсем не испаноязычную фамилию. Это была, кажется, лучшая песня её выступления. «Я с ней встречался в институте», - с какой-то печальной гордостью сообщил нам Оскар. Ну, что же ты, Оскар… Сейчас мог бы точно также выйти подпеть и подыграть ей – и пол-Гвадалахары тебе бы завидовало.
Ещё на Сонораму я приволок моток малярной клейкой ленты и маркер с целью клеить на верхнюю одежду месседжи, каждый день разные. Соответственно, решил продолжить этот эксперимент на Гиганте и в итоге проходил всю пятницу с утра с приклеенной на спину надписью: «Demasiado bruto para el indie». Эта надпись должна была продемонстрировать окружающим, что я очень жду концерта Detergente Liquido этим вечером, поскольку являлась названием одной из песен этой группы. К сожалению, Detergente Liquido в Гвадалахаре любят гораздо меньше, чем Еву Райлен, и названий их песен не знают. Поэтому месседж оказался понятен лишь мне и тем, кому я его объяснил. На самом концерте я скакал козлом, зажигал толпу, знакомился с незнакомцами – в общем, сходил с ума и делал то, чего в обычных обстоятельствах я не делаю. Пятеро участников группы привезли с собой из Кадиса шестого человека, чтобы он осуществлял фото- и видеосъемку. Ближе к середине концерта этот человек вышел из-за сцены, приблизился ко мне и прокричал: «Тебя как зовут?» «Микаиль» - проорал я в ответ. «Ага», - сказал он и протянул какую-то ткань. – «Это тебе». И ушёл. Ткань оказалась официальным флагом Detergente Liquido, воспроизводящим обложку их второго альбома «Mirad Lo Que Me Habeis Hecho Hacer. Por Favor» («Посмотрите, Что Вы Заставили Меня Сделать. Пожалуйста»). И дальше я уже скакал козлом с этим флагом, вовлекая в это интересное занятие окружающих, в первую очередь Таську. Все, пообещавшие мне прийти на этот концерт – таки пришли, из-за чего создалось впечатление определенной массовости события. В общем, как мне кажется, нам удалось обустроить для одной из любимых групп отличный концерт. Чтобы и народу было достаточно, и тру-ля-ля какое-то перед сценой творилось – а не так, чтоб стояло пять человек народу, и все с постными лицами.
После концерта ребята вышли за пределы зоны артистов, чтобы пообниматься с нами, а я их всех перезнакомил с участниками Yo, Estratosferico.
Сразу после «Моющих средств» на той же сцене выступила группа Octubre Polar, о которой мне сообщить почти что нечего. Группа хорошая, но неоригинальная. Или показавшаяся такой после выплеска эмоций на Detergente Liquido.
Дальше пошло полегче, поскольку в расписании осталось всего два интересных мне события, причем оба – на малой сцене. Так что даже бегать никуда больше не пришлось (хотя я всё-таки сбегал сделать пару фотографий Саары, которая, с музыкальной точки зрения, кажется, совсем перестала меня интересовать, но визуально становится сильнее с каждым годом). Первым из этих двух событий было выступление группы Gloton. Уже приехав на фестиваль, я узнал, что Gloton – эта новая группа директора Сонорамы Хавьера Ахенхо. Старую – Yani Como – мне живьем увидать не довелось. Так что на новую я бы приполз, даже если бы мне ненароком сломало обе ноги. Ещё до концерта Octubre Polar мы трое – я, Таська и Глория отошли чуть в сторонку, где, сквозь хлипкую ротанговую загородку я и увидел знакомый профиль. «Хавьер!» - вскричал я, и – хотя он меня видеть не мог, поскольку с его стороны загородки находился источник света, а с моей нет – по голосу он меня узнал. Сразу пошёл к нам. Кажется, даже сквозь ротанг было видно, как вытягивается от удивления его лицо.
Хавьер – практичный человек: «Так, что у вас за пульсеры? На день или полные?» «Полные!» - хором отвечаем мы. «Хорошо. Может, вам это… сделать такие, с которыми в зону для артистов проходить можно?» «Нет», - героически отказался я за всех нас. – «Мы – фанаты, наше место по эту сторону!» «Ну, ладно. А то, если хотите – я могу». Если кто из моей компании и не был согласен с моим решением – то виду не подал.
Ладно, отпустили Хавьера готовиться к концерту. Пока ждали, Глория рассказала историю:
«N (я не запомнил, сколько точно) лет назад приезжаю на Сонораму. И вот иду я по Аранде, на руке – две пульсеры: одна с Гиганте и вторая только что полученная сонорамская. «Гигантская» - реально красивая такая разноцветная, а сонорамская вообще невзрачная. По сути, просто черная полоска. Я тогда ещё не знала Ахенхо. То есть, знала, что есть такой директор Сонорамы Хавьер Ахенхо, но как он выглядит – не имела представления. Иду по улице мимо каких-то двух мужиков, которые друг с другом разговаривают. Вдруг один из них хватает мою руку с пульсерами и показывает второму: «Вот! Видишь, какая у Фестиваля Гиганте красивая? А у нас что это за фигня?», - и уже обращаясь ко мне, протягивает мне свою визитку и говорит: «Вот тебе моя карточка, после фестиваля напиши мне свой адрес, и я пришлю тебе нормальную пульсеру. А это говно выкинешь потом». Так я и познакомилась с Ахенхо».
История хорошая. Как мне кажется, удачно демонстрирующая как общее настроение испанского инди, так и дистанцию между условным зрителем и условным же представителем индустрии.
Концерт тоже вышел отличным. Творческий почерк Хавьера не изменился со времён Yani Como – а, значит, и Gloton мне нравится бай дефолт. Отличные песни, саркастичные тексты, удачные шутки Хавьера между песнями: «А эта песня называется «Ferreiro». Честно говоря, не знаю, почему». А перед последней песней он сказал следующее: «И, наконец, отдельное спасибо двум людям, которые приезжают к нам издалека, которые нас слушают и нас любят. Они реально особенные – представьте, ведь у нас-то здесь никто русский рок не слушает! Поприветствуйте: Татьяна и Михаил из России! Вот они, тут стоят». Сказать, что было приятно – это ничего вообще не сказать. Тронуло до слёз.
После выступления Хавьера я ощутил, что стало тяжко. Во-первых, было уже поздно. Во-вторых, когда каждый встречный вскользь знакомый человек пытается угостить тебя пивом, в какой-то момент ты доходишь до точки, после которой уже лучше отказываться от угощения. А это непросто, доложу я вам. Ты прям видишь, как у человека в голове ломается система: «я угощаю – он угощается». В этой простой и стройной системе возможность отказа не предусмотрена. И человек как бы зависает на какое-то время, держа перед твоим лицом сосуд с пивом. Его становится жалко. Жальче, чем себя.
Последней группой вечера для нас стал коллектив под названием Of Moths And Stars. Группа из Мадрида, при этом трое из участников – британцы. Отличный громкий рок. Мелодии небанальные. В прокрустово ложе «хочу быть новой Суперсубмариной» группа не укладывается, что по определению очень хорошо. Не знаю, как они на альбоме звучат (кстати, надо бы, наконец, послушать), но вживую – однозначный вин.
А, совсем забыл. Вечер-то начался не с Floridablanca! Группами, открывавшими второй фестивальный день, были Julieta 21 (на главной сцене) и The Morgans (на малой). Изначально я хотел посмотреть пол-выступления Хулиеты и убежать на Морганс, но что-то пошло не так. Хулиета-которой-теперь-можно-покупать-спиртное вновь оказались хороши и нас не отпустили. С Хосе, лидером группы, мы потом сталкивались не раз и о чём-то разговаривали, чему имеются фотодоказательства. Я, правда, слабо помню, о чём.
Осталось сказать, что уходили домой мы под аккомпанемент бессмертной уже «Macauley Culkin» авторства Ladilla Rusa, которые выступали на одной из главных сцен.
***
А суббота стартовала с бесплатных (для посещения которых пульсера не нужна) дневных концертов в черте города. В Испании есть понятие «hora de vermu» - час вермута. Этот час располагается в промежутке с полудня до двух (да, вот такой вот час), а события, которые проходят в это время, так и называются: de vermu. На Cонораме я, правда, никогда не слышал, чтобы дневные концерты кто-то называл conciertos de vermu. А тут прям очень часто употреблялось: de vermu, de vermu… Пришлось гуглить, что это означает.
На выступление местной инструментальной сёрф-группы Surflamingo мы не успели, захватили только самый конец. Вполне неоднобокая сёрф-группа, как мне показалось. При случае надо будет приглядеться повнимательнее.
Потом мы побежали в ближайший супермаркет за пивом, а когда вернулись, уже начали играть Beluga, которых я и хотел посмотреть изначально. Я уже не помню, когда и как они стали мне интересны, но, попытавшись подписаться на них в фейсбуке перед фестивалем, я обнаружил, что уже на них подписан. Вживую группа смотрится прям ураган. Вокалист всё время в движении, ни секунды не стоит на месте. По студийным записям такого драйва представить было сложно. Я думал, постою, позалипаю на медитативных Beluga – а тут такое…
На фоне Beluga более известная среди меня группа La Ultima Experiencia не смогла произвести равного по силе впечатления, поэтому сказать мне о её выступлении нечего.
К слову, прямо с утра я передвигался по Гвадалахаре в футболке, поверх которой было наклеено спизженное с пикабу:
«СИСЬКИ!
А теперь
Когда я завладел вашим вниманием:
Yo, Estratosferico
В 18:15
В фестивальной зоне»
В Испании ничего не знают о пикабу, поэтому народ реагировал сугубо положительно.
В соответствии с расписанием, Yo, Estratosferico должны были открывать вечернюю часть фестиваля на главной сцене – и по этому поводу нас, фанатов, группы, и самих участников терзали опасения. Была неиллюзорная вероятность, что никто не придёт – всё-таки на первых выступающих спрос не такой, как на хедлайнеров. И еще за 10 минут до концерта реальность подтверждала наши опасения. Однако, когда ребята вышли на сцену, оказалось, что им внемлет вполне нестыдное количество зрителей. Не то, чтобы прям реально много – но достойно.
И на Сонораме, и на Гиганте было заметно, что среди артистов возникла мода – ходить в народ. Лидеры почти каждой группы стабильно на одну песню выходили ближе к людям. На больших сценах – хотя бы до ограждения, на маленьких – прямо «в круг». Дальше всех пошли участники Beluga, которые вышли к людям в полном составе и отыграли последнюю песню своего выступления, будучи окруженными зрителями со всех сторон.
Но Хосе начал выходить в народ задолго до возникновения этой моды. Поэтому он сначала спустился с главной сцены до ограждения, а потом и вовсе вышел за пределы ограждения и полконцерта провёл среди нас. Это было реально очень круто. Чтобы оставшиеся на сцене музыканты не чувствовали себя брошенными, когда всё зрительское внимание сконцентрировано на фронтмене, я периодически давал знать парням, что их тоже смотрят. И в толпе ещё были люди, которые вели себя подобным образом.
Зажечь так же, как днем ранее на Detergente Liquido, у нас не вышло. Во-первых, вышедшего в народ Хосе всё равно было не переплюнуть. А во-вторых, в этот вечер нас накрыло усталостью. Причём всех. Мы с Таськой продрыхли как минимум час перед выходом. Глория вроде тоже отдыхала. А Белен так вообще – мы ушли, а она еще полчаса спала. И на концерте лично я был прибитый. Хотя и шастал туда-сюда как нормальный.
После Yo, Estratosferico внезапно стало нечего делать. Глянули было Los Vinagres – но канарцы оказались вообще не нашей музыкой. Дальше по графику шли Tripulante Y Crucero (фиг знает, кто такие) и Depedro (чувак-то неплохой – но мы его уже видели и слышали раза три, а он не настолько неплохой, чтоб хотеть видеть его чаще и больше). И мы опять свалили домой, чтобы вернуться полутора часами позже на Second. Вот уж от кого не устаёшь. Я смотрю фотографии с фестивалей разных лет – Сеан Фрутос на всех одинаковый, везде одинаковые позы, одинаковые ужимки. Но, блин… Это по-прежнему работает на ура. И вечная «Rincon Exquisito» по-прежнему пробирает до кишок.
О следующей группе – Bauer – мне снова сказать нечего. На основной сцене в это время корячился Карлос Саднесс, но мы его терпеть не можем, поэтому сбежали от него на сцену малую. А там – Bauer. Ну, опять такая группа… Испанский фестивальный бум взрастил поколение групп, которые могут перебрасываться друг с другом песнями – и никто не заметит подмены. Вроде все хорошие, но неоригинальные, хоть ты убейся. Сотни их – и Bauer как раз из их числа.
Зато после них были Hickeys – девичья группа, играющая медитативный, но громкий гитарный рок. Может быть, не самая оригинальная на общемировом уровне – но на фестивалях любая группа, очевидно выбивающаяся из общего ряда, уже воспринимается лучше остальных. Мною, по крайней мере.
Правда, насладиться в полной мере выступлением Hickeys не получилось, так как Тито всех сагитировал идти на We Are Scientists. Я бы, конечно, лучше остался на испанках – но всех пошли на американцев, и я пошёл. И мне понравилось. Альбомы их я как-то не очень люблю – а концерт понравился.
И после них осталась нам только Shinova. Эта группа выросла на наших глазах – в основном, благодаря поддержке Хавьера Ахенхо, который в меру сил форсил их при каждом удобном случае. По итогам концерта наши мнения разделились. Таське концерт не понравился, а мне – понравился. И я понимаю, что не понравилось ей: динамики, драйва и надрыва в музыке группы стало меньше. Вообще, последний альбом басков «Cartas De Navegacion» ощутимо сдвинулся в сторону солидной поп-музыки, хотя там по-прежнему много гитар. Темп, само построение композиций – всё стало ближе к попу. Вот когда Niños Mutantes перепевают «Como Yo Te Amo» Рафаэля: по звуку – вроде рок, но ты понимаешь, что это всё-таки не совсем рок, а, скорее, богатая нестыдная поп-музыка с кучей гитар. Вот и с Синовой сейчас какая-то такая же ситуация. Но звук, свет, сценография – всё на высшем уровне. Очень профессионально.
И после этого мы ушли спать. Прощались долго. Один Трики минут пятнадцать не выпускал нас из своих объятий.
Закрывали фестиваль Las Chillers – женский коллектив с про-лесбийским уклоном - уже после нашего ухода. Судя по фотографиям, закрытие прошло весело. Кто-то из участниц группы (а может быть, все) завершал выступление топлесс – но что-то мне подсказывает, что, даже если сиськи и были хорошие, чисто по музыке это было не слишком интересно. Так что не жаль, что ушли.