В августе 1914 года, в самом начале Первой мировой войны, в чрезвычайный орган высшего военного управления обратился мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода из города Рига. Мастером оказался Александр Александрович Пороховщиков. Он заявил, что может построить быстроходную боевую машину на гусеничном ходу, которая будет прекрасно себя чувствовать, как на дороге, так и на бездорожье. Взамен он хотел финансирование и помощь в виде квалифицированных рабочих. Предложение было интересным, но без каких-либо наработок и чертежей оно не имело веса.
В январе 1915 года на приёме у начальника снабжения Северо-Западного фронта генерала Данилова были представлены чертежи и схемы, а также смета проекта. Пороховщикову дали зеленый свет и выделили деньги. В феврале того же года 50 человек, 25 солдат и 25 квалифицированных рабочих, принялись воплощать задумку Пороховщикова в реальность.
Первые испытания прошли 18 мая 1915 года, тогда вездеход испытали на хорошей дороге, где он сумел развить скорость в 25 км/ч, что для того времени было хорошим показателем. Но испытания выявили множественные недостатки: гусеница иногда слетала с барабанов, а механизм поворота оказался крайне ненадежным.
В ходе доработок машина стала колесно-гусеничной, по хорошему покрытию она передвигалась на колесах и уже могла развивать примерно 40 км/ч, а при съезде в грязь она ложилась на гусеницу и «ползла» на ней. Корпус был герметичным и в теории мог спокойно передвигаться по воде, но подобных испытаний почему-то не провели. В любом случае конструкция вездехода на тот момент была передовой.
В добавок к этому Пороховщиков предложил покрыть машину многослойной броней собственной разработки. Броня представляла собой комбинацию из упругих и жестких слоев металла и особых вязких прокладок. Металл при этом отжигался по технологии, которую создатель тщательно скрывал.
Но, по итогу, военное ведомство посчитало, что вездеход «сырой», и дальнейшей перспективы в его развитии не видело. Финансирование прекратилось. Но Пороховщиков горел идей создания пригодной боевой машины и считал, что глубокая модернизация решит многие проблемы. В итоге он представил проект «Вездеход-2» с броневой рубкой и пулеметами «Максим», но об этом как-нибудь в другой раз.
В итоге можно сказать, что вездеход под номером 1 сложно отнести к танкам, т.к. он не имел оружия, хотя создатель планировал его установку. Но в целом его конструкция стала основой для дальнейшего развития отечественного танкостроения. В танке Пороховщикова, например, для поворота впервые были применены бортовые фрикционы, которые в дальнейшем стали устанавливать на большинстве танков.
Спасибо за то, что дочитали до конца 🏁 Если статья была интересной, пожалуйста, оцените ее 👍 Не забывайте подписываться на канал ✔
Читайте также: