В 2018 году более 35 тысяч человек были вынуждены ежедневно покидать свои дома, почти один раз в две секунды, в результате чего число перемещенных лиц в мире достигло рекордных 71 миллиона человек.
По данным агентства ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), всего 26 миллионов человек бежали через границы, 41 миллион были перемещены внутри своих родных стран и 3,5 миллиона обратились за убежищем.
Почему так много семей выгоняют из своего дома, детей, близких друзей?
Разрушительные войны способствовали подъёму
Конфликты и насилие, преследования и нарушения прав человека все больше вытесняют мужчин, женщин и детей из своих домов.
Фактически за последние 10 лет число перемещенных лиц удвоилось, как показывают данные УВКБ, в результате разрушительных войн в Ираке и Сирии многие семьи покинули свои общины.
Значительное влияние оказал также конфликт в Демократической Республике Конго (ДРК), Йемене и Южном Судане, а также поток беженцев Рохингья из Мьянмы в Бангладеш.
Большинство становятся беженцами
В то время как основное внимание уделяется беженцам - это люди, вынужденные бежать через границы из-за конфликтов или преследований, большинство тех, кто перемещается по всему миру, в конечном итоге остаются в своих собственных странах.
Этих людей, которые покинули свои дома, но не свою родину, называют "внутренне перемещенными лицами", или ВПЛ, а не беженцами.
ВПЛ часто решают не ездить очень далеко либо потому, что они хотят оставаться рядом со своими домами и семьей, либо потому, что у них нет средств для пересечения границ.
Но многие внутренне перемещенные лица в конечном итоге застряли в районах, которые труднодоступны для учреждений по оказанию помощи, таких как зоны конфликтов, и продолжают полагаться на свои собственные правительства, чтобы защитить их. Эти правительства иногда являются причиной того, что люди бежали, из-за войны, стали неспособными обеспечить своим собственным гражданам безопасное место для проживания.
По этой причине ООН называет ВПЛ "одними из самых уязвимых в мире".
Наибольшее число ВПЛ приходится на Колумбию, Сирию и ДРК.
Вместе с тем, по данным Центра по наблюдению за перемещением населения внутри страны (ЦНПК), который осуществляет мониторинг только численности ВПЛ во всем мире, все большее число людей покидают свои дома из-за стихийных бедствий, главным образом "экстремальных погодных явлений".
Следующая по численности группа перемещенных лиц - беженцы. К концу 2018 года их было 25,9 млн, из них около половины - дети.
Каждый четвертый беженец прибыл из Сирии.
Наименьшей группой перемещенных лиц являются просители убежища, те, кто обратился с просьбой о предоставлении убежища в другой стране, но ходатайство которых не было удовлетворено. В 2018 году их было 3,5миллионов - меньше одного 10 из тех, кто был вынужден бежать.
Кто в наибольшей степени страдает от конфликтов и насилия
По итогам 2018 года наиболее многочисленным насильственно перемещенным населением стали сирийцы. В дополнение к ВПЛ, беженцам и просителям убежища 13 миллионов сирийцев были изгнаны из своих домов.
Колумбийцы являются второй по численности группой населения: по данным УВКБ, 8 млн. человек были насильственно перемещены, а 5,4 млн. конголезцев также были изгнаны.
Если просто посмотреть на цифры за прошлый год, то массово 13,6 млн человек были вынуждены покинуть свои дома, опять же в основном из-за конфликта. Это больше, чем население Мумбаи, самого населенного города Индии.
Из тех, кто находился на переезде только в 2018 году, 10,8 миллиона оказались вынужденными переселенцами внутри своих родных стран,это четыре из каждых пяти человек.
Еще 2,8 миллиона человек обратились за безопасностью за границей в качестве вновь зарегистрированных беженцев или просителей убежища.
Всего 2,9 млн человек, ранее покинувших свои дома, вернулись в свои районы или страны происхождения в 2018 году, это меньше, чем тех, кто стал переселенцами за тот же период.
Крупнейшее в мире новое население внутренне перемещенных лиц - эфиопы. Почти три миллиона человек покинули свои дома в прошлом году, многие из них бежали от насилия между этническими группами.
Конфликт в ДРК также вынудил 1,8 млн бежать, но половина вернулись на родину в 2018 году.
В разрушенной войной Сирии более 1,6 миллиона стали ВПЛ.
Венесуэльцы возглавили список тех, кто просит убежища за рубежом в 2018 году, с 341 800 новыми исками. Это больше, чем каждый пятый иск, представленный в прошлом году.
Гиперинфляция, нехватка продовольствия, политические потрясения, насилие и преследования, вынудили сотни тысяч венесуэльцев покинуть родину.
Большинство уехало в Перу, другие перебрались в Бразилию, США или Испанию. Более 7 тысяч обратились за убежищем в соседнем Тринидаде и Тобаго, всего в семи километрах от побережья Венесуэлы, только в прошлом году.
Те, кто бежал из своей родины, в основном остаются рядом
По данным УВКБ, почти 70% беженцев в мире прибывают всего из пяти стран: Сирии, Афганистана, Южного Судана, Мьянмы и Сомали. А их соседние нации принимают больше всего.
Большинство сирийцев сбежали в Турцию, более половины афганских беженцев находятся в Пакистане.
Многие южносуданцы отправляются в близлежащие Судан или Уганду. Выходцы из Мьянмы, большинство беженцев Рохингья, перемещенных в конце 2017 года, в основном бежали в Бангладеш.
В Германии, которая не граничит ни с одной из тех стран с наибольшим оттоком, проживает более полумиллиона сирийских и 190 тысяч афганских беженцев, результат ее "приветственной культуры" по отношению к беженцам, созданной в 2015 году. С тех пор она ужесточила требования к беженцам.
Оценивая время, которое ложится на принимающие страны, Ливан занимает самое большое число беженцев по отношению к своему населению. Каждый шестой житель страны - беженец, подавляющее большинство, из-за границы в Сирии.
В результате исхода из Сирии также увеличилось число беженцев в соседней Иордании, что оказывает давление на ресурсы. По данным ООН, около 85% сирийцев в настоящее время проживают в Иордании за чертой бедности.
В целом треть мирового населения беженцев (6,7 млн. человек) проживает в наименее развитых странах мира.
Многие едут жить в массовые временные лагеря
Большое число тех, кто уезжает из своих стран, оказываются в тесных, временных палаточных городках, которые появляются в нуждающихся местах.
Самая большая в мире, в Кокс-Базар, Бангладеш, где сейчас проживает полмиллиона рохингья, бежав от насилия в соседней Мьянме.
Вторым по величине является Bidi Bidi в северной Уганде. В лагере многие южносуданцы спасались от гражданской войны всего за несколько часов к северу.
Биди-Биди, некогда небольшая деревня, с 2016 года выросла в размерах и сейчас занимает площадь 250 кв. км (97 кв. миль) - треть размера Нью-Йорка.
Но что отличает Биди от большинства других лагерей беженцев, так это то, что его жители могут свободно передвигаться, работать и иметь доступ к образованию и здравоохранению.
Правительство Уганды, признанное своим щедрым подходом к беженцам, также предоставляет жителям Биди земельные участки, чтобы они могли вести хозяйство и строить приюты, позволяя им стать экономически самодостаточными.
Власти лагеря также стремятся построить школы, медицинские центры и другие объекты инфраструктуры из более устойчивых материалов с конечной целью создания рабочего города.
Однако, несмотря на все усилия властей, на Биди остается ряд вызовов.
В последнем докладе УВКБ отмечается, что запасы продовольствия и воды недостаточны, медицинские учреждения по-прежнему работают под брезентом и не хватает жилья или школ для прибывающих многодетных семей.
Перемещение может ухудшиться
Наряду с конфликтами и насилием, преследованиями и нарушениями прав человека стихийные бедствия несут все большую ответственность за изгнание людей из своих домов.
Рассматривая данные только по ВПЛ, собранные отдельно Центром по наблюдению за перемещением населения внутри страны (ЦНПД), следует отметить, что в прошлом году стихийные бедствия привели к большинству новых случаев перемещения населения внутри страны, в результате чего основной причиной бегства людей стал конфликт.
Помимо 10,8 миллиона внутренне перемещенных лиц в результате конфликтов в прошлом году было 17,2 миллиона человек, которые были вынуждены покинуть свои дома из-за катастроф, главным образом "экстремальных погодных явлений", таких как штормы и наводнения, отмечает IDMC.
IDMC ожидает, что число людей, выросших из-за стихийных бедствий, вырастет в этом году до 22 млн человек, исходя из данных за первое полугодие 2019 года.
Массовое перемещение населения экстремальными погодными явлениями "становится нормой"
В начале этого года тропические циклоны и муссонные наводнения вынудили многих жителей Индии и Бангладеш покинуть свои дома, в то время как циклон < < Идай > > вызвал хаос в южной части Африки, в результате чего погибло более 1000 человек и миллионы людей погибли в Мозамбике, Зимбабве и Малави.
Идай был "одной из самых смертоносных погодных катастроф, обрушившихся на Южное полушарие", заявила Всемирная метеорологическая организация (ВМО).
Хотя увязка любого отдельного события с глобальным потеплением является сложной задачей, ожидается, что изменение климата приведет к увеличению частоты таких экстремальных погодных явлений.
ВМО предупреждает, что физические и финансовые последствия глобального потепления уже растут.
Перемещенные лица в городах часто заканчивают тем, что искали убежище в незаконченных или заброшенных зданиях и нуждаются в еде, службах водоснабжения и основных услугах, делая их уязвимыми для болезни, говорит IDMC. Их также трудно идентифицировать и отследить.
Вдобавок к этому некоторые самые большие города в мире также находятся в опасности от возрастающих общих температур.
Почти все (95%) города, сталкивающиеся с экстремальными климатическими рисками, находятся в Африке или Азии.
И это более быстрорастущие города, которые наиболее подвержены риску, включая такие мегаполисы, как Лагос в Нигерии и Киншаса в Демократической Республике Конго.
Около 84 из 100 самых быстрорастущих городов мира сталкиваются с "экстремальными" рисками, связанными с повышением температуры и экстремальной погодой, вызванной изменением климата.
Это означает, что те, кто бежит в городские районы, чтобы избежать последствий потепления, вполне могут в итоге снова нарушить свою жизнь из-за последствий повышения температуры.