Вопрос: Ефремов Вячеслав Иванович, Пенза
14.10.2012
По распоряжению Министерства образования Пензенской области в школах для 1-9 классов введен (по указанию Губернатора) новый предмет - "ТРИЗ-Технология инноваций", в объеме 35 уч.ч., по 1 ч. в неделю. Вопрос: как Вы думаете к чему приведет такая инновация в школьном образовании, какие ЗУН получат школьники?
Ответ: Викентьев И.Л.
Мне не известны все детали, но для внедрения нового курса, чтобы это не
привело к очередному позорищу.RU, обычно делается следующее:
1) Нужен учебник, а лучше система учебников, задачников и методических указаний.
Факт-1: Я знаю с дюжину попыток, когда о ТРИЗ писали отечественные или западные профессора и доценты и в 100% случаев в этих текстах была масса ошибок, не говоря уже о плагиате, нарушении чужих авторских прав и т.д.
2) Нужен курс для учителей по объёму больше, чем, например, читаемый школьникам.
3) Нужен также учебник и для школьников - как «твёрдая копия» материала, поскольку ошибки имеют свойство вкрадываться и ученик средней школы физически не в состоянии писать лекции как в вузе и поэтому дома по своей тетрадке он учиться ТРИЗ не будет…
Факт-2: Чтобы подготовить учителя географии (курс, явно более простой, чем ТРИЗ), студент:
- прослушивает сотни лекционных часов по предметам, связанным с географией и методикой её преподавания;
- участвует в работе семинаров;
- выполняет значительный объём домашних заданий;
- выполняет практические задания летней практики и т.п. Вообще подготовка специалиста-предметника - это пять лет учёбы в специализированном вузе (например, педагогическом). Либо 4 + 2 года в современном варианте «бакалавр-магистр». Переквалификация специалиста - это программы минимум 72 часа, а скорее - 500 часов в опять-таки специализированном учебном заведении, имеющим лицензию на право повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствующей сфере. Более того, никакой отдел кадров никакого образовательного учреждения не имеет права принять на работу человека без соответствующего образования. И законодательно, и по смыслу невозможно математика назначить филологом, а учителя рисования - химиком. ТРИЗ по сложности освоения находится где-то на грани серьёзной химии / физики / генетики.
Неизвестны случаи результативного «назначения» кого бы то ни было ни физиком, ни литератором, ни математиком. Также учтём, что ТРИЗ для освоения хотя бы в базовом формате требует личного прорешивания 200 творческих задач (данные создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера).
Решение практических задач даже в школе - как мы помним на примерах физики, химии и математики - дело не простое. Хотя это - учебные задачи, которые значительно проще реальных… Факт-3: В ряде регионов переквалифицируют «на ТРИЗ» самых слабеньких / никчемушных учителей... Факт-4: В Санкт-Петербурге подобный опыт «внедрения» уже дал следующее:
- дети ТРИЗ не осваивают; максимальный уровень, встретившийся мне, цитирую: «Нам что-то такое рассказывали»...
- родители жалуются - в том числе мне на «творческие задания», которые дают «ну очень странные учителя...»
- в культурной столице уже циркулирует ряд городских анекдотов о «ТРИЗ в школе»... В 2004 году нами был опубликован полезный для чтения материал: ТРИЗ-педагогика + там серия полезных исходящих гиперссылок…
Пользуясь случаем, благодарю моего ученика, дипломированного педагога Сергея Юрьевича Модестова за помощь в подготовке этого ответа.
ВЫВОД: Авторам судьбоносного указа следовало бы самим выйти к доске и самолично продемонстрировать пару-тройку открытых занятий по ТРИЗ с открытой видеотрансляцией на страну, чтобы все поняли, как человек сложившегося профиля подготовки мгновенно и квалифицированно осваивает совершенно незнакомую область. Это – честно. Кроме этого, есть сомнение: не нарушают ли чиновники действующее законодательство РФ в части нарушения чужих авторских прав...
Разрешаю использовать этот ответ в СМИ и Internet при наличии всех гиперссылок.
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.
Дополнительные материалы
Видео: Дети-изобретатели (инноваторы)
Видео: ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА: развитие креативности, ТРИЗ и т.п.
Изображения в статье
- И.Л.Викентьев, фото с 44-й конференции "Стратегия Творчества"
- Г.С.Альтшуллер, фото с сайта Creatime