Найти тему
ПетроПрогноз: история+

Национальное примирение (Испания и Россия). Часть 2 (СССР: упущенные возможности 1918-1922 и политика отмщения 1925-1941)

Оглавление
Долина Павших в Испании (Автор: Godot13 - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=36777472) - из статьи Википедии
Долина Павших в Испании (Автор: Godot13 - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=36777472) - из статьи Википедии

Итак в Испании перезахоронили останки диктатора Франко. Напомним, Верховный суд Испании в конце сентября с.г. поддержал решение правительства страны о переносе останков Франко с места его захоронения в Долине Павших возле Мадрида на кладбище Мингоррубио (в семейный склеп на этом кладбище). Эксгумация Франко стала одним из первых решений социалистического правительства после прихода к власти в 2018 году. Против этого решения выступала семья Франко и пыталась оспорить эксгумацию в суде, но отменить решение правительства не удалось.

Первую часть этой статьи см. здесь (Национальное примирение в Испании - произошло ли?)

Упущенные возможности: 1918-1922 годы

Правда, в России были предтечи и поборники примирения. Среди них прежде всего можно назвать императора Николая II, который в октябре 1905 года вопреки своим личным предпочтениям подписал (хотя бы и под давлением обстоятельств) Манифест, фактически открывавший дорогу к конституционной монархии, а 2 марта 1917 года предпочел отречение от престола междоусобной борьбе (известно, что он не хотел раскола в армии, который был бы неизбежен в случае его убийства, которое последовало бы в случае его отказа отречься от престола). Подробнее об этом смотрите в статье "Мог ли Николай II не отречься 2 марта 1917 года?" Другое дело, что этими благими намерениями оказалась выстлана дорога в ад но в этом отрекшийся император уж точно не был виновен (см, например, "Февральская революция 1917 и заговор коррупционеров")

***

Даже во время развязанной красными (по инициативе Ленина) Гражданской войны были возможности для начала процесса национального примирения. Еще раз цитирую выдержки из книги С.Ю.Данилова "Гражданская война в Испании" (2004):

<<К примирению упорно и открыто призывал крупный общественный деятель В.Г. Короленко, направивший известные письма протеста члену большевистского Совнаркома А.В. Луначарскому. Поборником примирения стал поэт Максимилиан Волошин. В отличие от Куропаткина и Короленко, он занял еще более активную позицию. Волошин боролся против зверств делом. Находясь все время братоубийственной войны в переходившем из рук в руки Крыму, он последовательно спасал от расправы то белых офицеров, то красных комиссаров, укрывая их в собственном доме. В стихах этого периода Волошин осуждал зверства обеих сторон и выражал надежду, что противников в конце концов примирит новая, «праведная Русь», которой суждено возникнуть из хаоса войны.

К объединению полустихийно-полусознательно стремились некоторые формирования белых и красных в Поморье. Здесь в последние дни военных действий в 1920 году местами отмечалось братание противников — факт, не имевший места на других фронтах нашей гражданской войны, но знакомый Испании в дни падения Мадрида.

Нужно сказать, что победоносные красные, во всяком случае некоторые из них, сначала тоже не отвергали идеи примирения. Их толкала к этому первоначальная неустойчивость их власти, отсутствие уверенности в конечной победе. В порядке частичных первомайских амнистий 1918 и 1920 годов красные выпустили из тюрем монархистов Маркова, Пуришкевича и Трубецкого, эсера Мельгунова, меньшевика Мартова. М.В. Фрунзе перед штурмом Крыма предлагал белым капитуляцию при условии их прощения. И П.Н. Врангель не отклонил предложения — в дни отступления белых войск от Перекопа к морю он дал всем подчиненным свободу действий.
Высший орган государственной власти красных — ВЦИК официально предложил в 1921 году амнистию белым эмигрантам, которые вернутся на родину и примут участие в ее восстановлении. В 1922 году аналогичный акт издал ЦИК Украины. (В украинской амнистии были изъятия — прощению не подлежали Деникин, Врангель, Махно, Петлюра, Савинков).

Амнистиями воспользовалось около 10% эмигрантов. Среди них было несколько молодых белых генералов во главе с Я.А. Слащовым, некоторые атаманы украинских зеленых (Тютюнник), отдельные литераторы (А.Н. Толстой, И.Н. Соколов-Микитов) и многие кубанские казаки. [Увы, большинство из тех, кто вернулся, попали под репрессии позже, с конца 1920-х и до конца 1930-х годов. — Б.Романов]

...

Казалось, красные вовремя повернули на путь примирения с побежденными.
Однако накопившийся за годы братоубийственной войны груз подозрительности и ненависти уже успел стать материальной силой. Огромное большинство красных было решительно против любого снисхождения к побежденным белым. И это все отчетливее выявлялось по мере укрепления коммунистической власти. Великодушие дальновидного Фрунзе не было поддержано Троцким и Лениным. Рискнувшие остаться в Крыму некоторые врангелевцы вскоре подверглись репрессиям.

Сфера действия двух указанных советских амнистий была тщательно сужена — победители ничего не гарантировали тем белым, которые не покидали родины.
В прямом противоречии с духом двух амнистий находилась осуществленная красными в 1922 году знаменитая бессудная высылка за рубеж почти 200 видных интеллектуалов, критиковавших большевизм, но не предпринимавших действий против большевистской власти>>.

Политика отмщения: 1925-1941 гг

Далее С.Ю. Давыдов пишет:

<<С середины 1920-х годов красные в вопросе о примирении стали в отличие от последовательного Франко совершать попятное движение. Разрушив общественные институты дореволюционной России, вытеснив все прочие партии, они овладели всей полнотой власти. Находясь вдали от стран Запада, большевики в меньшей мере, чем Франко, испытывали воздействие европейской демократии. Поэтому СССР в довольно короткое время вернулся к «политике отмщения».

Многие бывшие участники Белого движения вскоре были арестованы и умерли в заключении или были казнены безо всякой огласки.

С конца 1920-х годов все советские граждане обязаны были письменно (в анкетах) и устно разъяснять, не служили ли они в белых армиях и нет ли у них родственников за границей (читай — эмигрантов). Положительный ответ мог быть основанием к отказу в трудоустройстве, в принятии на учебу, в социальном пособии, поводом к служебному понижению, увольнению.

Однако это было только началом.

Амнистии начала 1920-х годов были вскоре фактически аннулированы тремя шумными политическими процессами 1928— 1931 годов (Промпартии, Крестьянской партии и Союзного бюро меньшевиков), главными обвинениями на которых были контрреволюционные заговоры и связь с белой эмиграцией. Добавим, что в это же время ГПУпровело операцию «Гроза» (1930), во время которой арестовало почти всех служивших ранее офицерами в белых армиях — свыше 5000 человек. Лишь единицы были позже освобождены. Откат к «политике отмщения» естественно и закономерно со впал с «великим переломом», индустриализацией и коллективизацией СССР, т.е. с новым сильнейшим натиском государства на наше гражданское общество. Открытые и тайные политические репрессии, особенно заметные в 1929—1933 и 1936—1938 годах, очень напоминали новые выбросы гражданской войны, ее рецидивы. Однако они были только видимой частью айсберга.

Правящие круги шаг за шагом ужесточали цензуру. После 1931 года из советских открытых публикаций исчезают любые упоминания о каких-либо политических амнистиях, тем более — о прощении белых. В библиотеках расширяются закрытые «спецхраны». Власти прекращают издание белых мемуаров, а все ранее выпущенные изымают из продажи и из всех общедоступных библиотек. В частности на полвека с лишним стал секретным ценнейший первоисточник — пятитомный сборник воспоминаний «Гражданская война в воспоминаниях и описаниях белогвардейцев» (1927). Прекращается информация о белой эмиграции за рубежом. О русских общинах, русских школах, газетах, клубах и русских кладбищах в Париже, Ницце, Белграде, Харбине, Бизер те советской публике знать не полагалось.

Быстро был воссоздан смонтированный во время гражданской войны образ озверелого врага — деятеля Белого движения. Разветвленная советская пропаганда внушала ненависть к белым со школьной скамьи. Только что родившееся советское искусство специализировалось на плакатно поляризованном разоблачении коварных белогвардейцев и безудержном восхвалении бескорыстных и бесхитростных красных. Такое же сочетание клеветы на побежденных и преклонения перед победителями содержали и классические большевистские кинофильмы «Октябрь» (1927), «Чапаев» (1934) и «Мы из Кронштадта» (1936), многочисленные пьесы вроде «Пути к победе» (1938).

Предлагавшие более уравновешенный и глубокий взгляд на катастрофу гражданской войны произведения — «Тихий Дон» и «Хождение по мукам» — печатались, но гораздо меньшими ти ражами, мало освещались критикой и не изучались в школах. А их экранизация последовала только в конце 1950-х годов.

Не могло вести к общенациональному примирению похищение и физическое уничтожение советской разведкой руководите лей эмигрантских военно-офицерских союзов генералов Кутепова (1930) и Миллера (1937). Такого рода деяниями, крайне возмущавшими многих русских эмигрантов, не занимался даже Франко.
Советская «политика отмщения» стала главной причиной отказа большей части белой эмиграции от попыток возвращения на родину. Умственный и физический потенциал эмигрантов и их потомков был со временем востребован не нашей страной, а ее соперниками — зарубежными государствами. Миллионы наших изгнанников оплодотворили хозяйственное и культурное развитие ряда стран>>.

То, что наши изгнанники (послереволюционная волна белой эмиграции) оказались востребованными зарубежьем и стали служить другим государствам, никак не укрепляло позиций нашей страны. Продолжу цитату из С.Ю.Данилова:

<<Возвращение советской власти к «политике отмщения» со временем обернулось одним из фундаментальных просчетов большевистской верхушки. Оно усилило непримиримость той части белой эмиграции, которая мечтала о реванше и полном восстановлении старой России. В итоге часть военных кадров Белого движения и литераторов эмиграции закрепилась не только на антибольшевистских, но и на антинациональных позициях. Генералы-эмигранты Бискупский, Лампе, Шкуро, атаманы Краснов и Семенов стали поклонниками Третьего рейха и Гитлера, а Семенов кроме того сотрудничал с Японией.

Поэтесса З. Гиппиус в эмиграции воспевала будущую расправу с красными — их казни через повешение. Престарелый литератор Д.С. Мережковский даже будучи тяжело больным выступал по германскому радио с предсказаниями военного разгрома СССР. А поэт Г. Иванов планировал возвращение на родину в обозе германских войск.
Испанская гражданская война 1936-1939гг, в которой советские граждане (до 5000 чел.) и белоэмигранты (менее 100 чел.) сражались во враждебных лагерях, позволила советским правящим кругам дополнительно нагнетать неприязнь к бывшим белым. Советская публика информировалась о службе некоторых офицеров-эмигрантов у Франко (пьеса и кинофильм «Парень из нашего города», 1939—1940). Их литературной основой послужили работы К.М. Симонова, делавшего карьеру в комсомольской и армейской печати.

Зато об участии других бывших белых в боях на стороне Республики (порядка 50 чел.) советские средства информации хранили молчание. Ведь белые давно были объявлены противника ми прогресса и народных масс. Следовательно, никому из них «не полагалось» быть на стороне демократической Республики>>.

Продолжение следует