Найти тему

Искусство Древней Греции

Всю историю искусства Древней Греции принято делить на пять основных периодов:

• Эгейский или крито-микенский — 3–2 тыс. до н. э.

Изначально греки знали лишь пять красок — белую, красную, голубую, желтую и черную, владея лишь «цветным силуэтом», живописцы сумели создать яркие эмоциональные образы.

Обожествление природы и красоты, радость бытия, ликующее восприятие мира отражены в искусстве. 

Большие вазы украшались темным рисунком, выделяющимся на светлом фоне. Обычно это стилизованные цветы или морские мотивы.

-2

В раннеминойский период также создаются только мелкие статуэтки. Фигуры человека трактованы схематично, более выразительны и реалистичны изображения животных.

Изображение человеческой фигуры отличается правильным пропорциональным построением, выразительностью движения.

-3

• Гомеровский или «Темные века»— 11–9 вв. до н. э.

Главным в искусстве этого периода является не изображение окружающего мира, а создание нового изделия, работа в материале, конструирование новых форм, не существующих в природе. 

Постепенно над поэтическим видением мира преобладает анализ, расчет, поиск рационального. 

Стиль становится более строгим, композиции — более стройными.

Упорядоченность формы и стиля вызвана представлениями об упорядоченности мира, космоса, торжества его над хаосом.

Именно в этот период боги, герои, мифологические существа получают человеческий облик, т. е. абстрактно-знаковая форма сменяется изобразительной.

-4

Начинают бурно развиваться пластика, монументальная скульптура. Скульпторы ищут возможности свободного и живого изображения тела человека сначала в статичном положении, а потом и в динамике.

В течение этого столетия утверждается главная тема в искусстве — человек, впервые появляются в греческом искусстве многофигурные композиции.

С развитием общественной жизни Греции расширяется круг сюжетов. Теперь на вазах появляются сцены морских и сухопутных битв, хороводы, музыкантов, атлетические состязания и мифологические образы.

-5

• Архаический — 8–4 вв. до н. э.

Расцветает поэзия, греческая архитектура в своем развитии выходит на новый виток: особое распространение получает храмовое строительство.

Архаическая вазопись претерпевает качественные изменения: стремясь передать пространство, объем и движение, мастера меняют технику изображения, и силуэтная чернофигурвая роспись сменяется краснофигурной.

Вырабатываются различные типы храмов, а также устанавливается определенный порядок в соотношении частей здания — система сочетания архитектурно-конструктивных частей, получившая название ордера.

В процессе формирования греческой архитектуры возникли два основных стиля — дорический и ионический.

-6

Сюжетами греческих художественных произведений служили мифы, эпос и сцены обыденной жизни. Боги и герои, их приключения и подвиги изображаются на фронтонах, метопах и на многочисленных расписных вазах.

Греческие вазы расписывались блестящей глазурью, которую принято называть «черным лаком». В зависимости от обжига и степени разбавленности лак получался после обжига не только черный, но и красный, коричневый или желтый. Так же употреблялись пурпурная и белая краски.

Для пластики, как и для живописи 6 в. до н. э., характерен общий тип лица, без портретных индивидуализированных черт, с условной улыбкой, с прямым слегка вытянутым носом, с выпуклыми широко открытыми глазами, высоко поднятой дугой бровей.

Но в течение столетия постепенно преодолеваются эти схемы; художники более реалистично передают движение, пытаясь передать посредством выразительного жеста внутренние чувства человека.

-7

• Классический — 5–4 вв. до н. э.

Переход от архаики к классике был к значительной мере обусловлен социальными и политическими изменениями в обществе.

Меняется требования, предъявляемые к произведениям искусства. В них выражалось новое отношение человека к миру, утрата его ясности и гармоний.

Человек стал остро ощущать трагические конфликты жизни. Это отразилось и в произведениях архитектуры, и в скульптуре.

В течение третьего периода дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль постепенно получает коринфский стиль.

-8

Изменился материал скульптуры: слоновая кость и золото были вытеснены мрамором; меньше стали использоваться металлические и иные украшения.

Идеи гражданственности, прославления государства, мужества граждан теперь отступают на второе место, зато выдвигаются новые задачи: передать внутренний мир человека, его эмоции во всем многообразии их проявлений.

В искусстве вазописи эпохи поздней классики применялись новые природные цвета (голубой, розовый, зеленый), которые, в сочетании с рельефными узорами, создавали эффект природной гармонии.

Так, вместо пера во многих случаях теперь использовалась кисть, а элементы выглядели уже не утонченными, а размытыми, что делало сосуды этого периода неповторимыми.

-9

• Эллинистический — вторая половина 4 — середина 1 в. до н. э.

Искусство этого периода характеризуется интенсивным развитием всех художественных форм, связанных и с греческими принципами культуры, а также с развитием науки, техники, философии, религии, с расширением кругозора.

Этот сложный мир, лишенный привычной гармония, был новым. Его необходимо было понять, а значит, и выразить в художественных формах средствами искусства.

Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий и интерьеров: мозаика, расписная керамика, декоративная скульптура.

-10

Искусство эпохи эллинизма более демократично, лишено жестких норм, канонов, более реалистично и гуманистично, ибо человек в его реальном обличье стал центром внимания искусства того периода.

Одной из базовых особенностей архитектуры было изменение классическим греческим канонам. Здания и памятники теперь становились символами богатства, господства и могущества эллинистических правителей и аристократов.

В эллинистическом искусстве соединяются рационализм и экспрессивность, скептицизм и эмоциональность, элегичность и глубокий драматизм, архаизация и новаторство.

-11