На прошедшей неделе состоялась первая встреча из целого цикла запланированных открытых обсуждений, посвященных развитию киноиндустрии и инициированных в связи с предстоящим 800-летием Нижнего Новгорода. О том, как можно было бы сделать наш город более привлекательным для съемок фильмов и сериалов, какова нынешняя ситуация в сфере видеопроизводства и что можно сейчас сделать для привлечения кинобизнеса в регион, спорили и размышляли в стенах бывшей фабрики «Маяк» нижегородские киноматографисты.
Одной из важных задач встречи стало знакомство с людьми, которые сегодня представляют киносферу в Нижнем Новгороде. Какие проекты уже были ими реализованы, каковы возможности нашего кинопроизводства, что хотелось бы сделать, когда есть идеи, но не хватает ресурсов, – вот основные вопросы, вызвавшие наибольший отклик у собравшейся профессиональной аудитории. Подчеркивалось, насколько важно наладить контакт с администрацией, чтобы понять, чем они могут быть полезны для осуществления планов.
Каковы возможности города?
Ведь инициатива находится на стороне творцов, а представители власти – только исполнители. Обсуждение таких тем не должно сводиться к требованию: «Дайте денег!» – от творцов ждут инициативы, предложений и вариантов решения.
Заместитель директора проектного офиса «Центр 800» Глеб Пернаткин в настоящее время занимается подготовкой к юбилею города. По его словам, в Нижнем сейчас сложилась уникальная ситуация, когда запрос на кинопродукцию гораздо больше, чем идей, которые можно было бы реализовать.
Первая встреча, но далеко не последняя, стала началом разговора о развитии нижегородской киноиндустрии
Что необходимо для развития индустрии?
Выступавшие спикеры, перечисляя круг проблем, соглашались, что интерес к Нижнему Новгороду как к киноплощадке не сформирован. На российском кинорынке наш город ничем не хуже Ярославля, где съемки идут куда активнее. Но зачастую нижегородцам не хватает качества продукции и профессиональной подготовки. Участники встречи признавались, что во многом учатся друг у друга и в процессе работы.
Привлекательность города связана прежде всего с нашим географическим расположением, многообразием архитектуры, где есть старый город и современные жилые кварталы, промышленные районы и природные ландшафты. Кроме того, у нас много талантливых людей, которые горят желанием работать у себя на родине, развивать индустрию, хотят учиться и работать в этой сфере. Подчеркивалось, насколько важно сохранить имеющиеся исторические объекты, привести в порядок внешний вид домов и улиц, очистив их от пестрой рекламы, сделать возможность съемок более доступной.
На весь город-миллионник у нас есть один художник-постановщик, четыре кастинг-директора, единственный большой павильон с хорошим звуком, который принадлежит государственной телекомпании, и один частный – переоборудованный бывший склад, в котором снимаются видеоклипы, рекламные ролики и короткометражки. Нет даже профессиональной камеры, за которой приходится ездить в Москву. А для доставки оборудования из Москвы нужны специальные трейлеры. Все это усугубляет финансовые расходы, поэтому Нижний сейчас интересен только для натурной съемки.
Российский и иностранный кинобизнес практически не знаком с возможностями приволжской столицы – не хватает сводного каталога, который удаленно демонстрировал бы доступные объекты. Также необходимо так называемое «единое окно», куда можно было бы подать запрос и оперативно (за день-два) получить разрешение на съемки в городе, с перекрытием улиц и прочими утомительными согласованиями, которые обычно тормозят творческий процесс в Москве. Гораздо легче обстоят дела с согласованием и наличием техники в Санкт-Петербурге, и поэтому там сегодня предпочитают снимать. Крупные кинокомпании готовы платить городу, а появление в кадре узнаваемых локаций в будущем приведет к увеличению туристического потока.
От такого сотрудничества выиграли бы многие. Создание кинокластера – мечта, которая, возможно, когда-нибудь осуществится. Это дало бы дополнительные рабочие места, увеличение числа грамотных специалистов. Сейчас у нас в кино работают только фанаты своего дела, а персонал по крупицам собирается на каждый проект, по завершении которого уже обученные люди уходят из этой сферы, не имея постоянного заработка.
Готовимся к 800-летию
Памятен восторг зрителей, который вызвал недавний фильм «Я худею» (16+), где одной из составляющих успеха стал выбор натуры – прекрасных видов набережной Федоровского. Несколько лет назад у нас снимался сериал «Метод» (18+) с Константином Хабенским в главной роли. Съемочная команда не покидала пределов Нижегородской области, хотя по сюжету действие разворачивалось в самых разных уголках нашей страны. Зрители постарше вспомнят о съемках в советские годы по произведениям Горького, сериала «Жизнь Клима Самгина» (0+), фильмов «Екатерина Воронина» (6+), «Свет далекой звезды» (0+), «Мисс миллионерша» (0+), и не только их.
Продюсер фестиваля «Горький fest» Оксана Михеева рассказала о планах по созданию киноальманаха к 800-летию, состоящего из короткометражек: «Это должно стать визитной карточкой Нижнего Новгорода. Его задача – интегрировать наш город в Россию, чтобы о нем узнало как можно больше людей».
Для москвичей привлекательна наша невысокая стоимость работ. Однако роль исполнителя запросов столицы и зарубежья – не тот путь, который стоит выбирать, считает нижегородский режиссер Евгений Кудельников: «Мало кто из нижегородских кинематографистов сейчас может обозначить тот креативный вектор, который можно направить отсюда извне. Надо понимать, что работа в качестве “обслуживающего персонала” – это отставание от развития, она не генерирует новых смыслов. Это задача, которую кроме нас решить больше некому. За год, оставшийся до юбилея, времени сделать что-то качественное уже практически не осталось». Срок жизни конкурса кинопроектов не ограничивается 19 августа 2021 года, как напоминали организаторы мероприятия, и пригласили нас активнее участвовать в подаче творческих заявок.
Ольга ПЛАКСУНОВА
Фото Андрея АБРАМОВА