Современная жизнь представляет собой уникальное явление культуры. История XX века - это борьба женщины за права, которых она была лишена издревле. Цитируя небезызвестного Энгельса:
"закабалена, превращена в рабу его [мужчины- прим.] желаний, в простое орудие деторождения"
Происхождение семьи, частной собственности и государства
Но после всех социальных потрясений XX века соотношение гендерных сил на рынке труда изменилось, что отразилось и на других аспектах жизни. Например, на моде.
Начнем с того, что эмансипация пошла по принципу "подражания" мужчинам и миллионы женщин мало того, что обогатили свой гардероб элементами (а то и стилем) мужского костюма, но и откровенно переняли мужской образ жизни: употребление алкоголя, табакокурения, использование простонародных ругательных выражений и практику свободных половых отношений. Это, в свою очередь, повлекло смену классических гендерных ценностей. От женщины больше не ждали нежности, а от мужчины доблести.
Одновременно с процессом женской эмансипации идет развитие научно-технического прогресса. Мужчине уже не требуется применять физическую силу, чтобы получить пропитание. Что, опять же, способствует невостребованности физических данных мужчины, и, более того, тормозит развитие его волевых характеристик. В результате, мужчина, не имея возможности проявить себя в конкурентой среде, начинает уделять больше внимание внешнему, чем внутреннему. Так к концу XX века в обиход современного человека вошли понятия метросексул, ретросексуал, юберсексуал, ламберсексуал и сапиосексуал.
1. Метросексуал
«Есть новая порода мужчин-натуралов, возникшей на Манхэттене на волне излишней тяги к моде, экзотической кухне, мюзиклам и антиквариату»
сказала как-то Керри Брэдшоу в сериале "Секс в большом городе", а известный американский журналист схватился за эту мысль и развил целую теорию метросексуализма.
"Молодой человек, с приличным доходом, живущий в столице (метрополии) или рядом, поскольку именно там расположены все лучшие магазины, клубы, спортивные центры и салоны красоты. Он может быть геем, гетеросексуалом или бисексуалом, но это совершенно неважно, так как его единственная сексуальная ориентация - любовь к самому себе и поиск наслаждений для себя"
Марк Симпсон, 2002 год
Метросексуал всерьез интересуется свои имиджем, регулярно покупает косметические новинки, посещает салоны красоты и знает, что такое педикюр. Более того, метросексуал это не только тот, кто разбирается в моде на одежду, но и тот, кто неплохо разбирается в моде, в принципе. Т.е. в здоровом питании, дизайне, интерьере, кино и т.д.
2. Ретросексуал.
И все равно, сколько бы не писали про то, что метросексуалы это не геи, всегда найдутся те, кто уверен в обратном.
Мужчины, которые придерживаются мнения, что "мужик" не должен выщипывать брови, мыться чаще одного раза в два-три дня и оранжевый в одежде должен быть только у пожарника именуются ретросексуалами.
"Ретросексуал смтремится создать образ эмоционально устойчивого, уверенного, смелого, ответственного, целеустремленного, дисциплинированного, надежного мужчины"
Понятие "ретросексуал" связано с подчеркнуто мужской, традиционной манерой одеваться.
3. Юберсексуал (Уберсексуал)
Стиль Uber ("сверх", "выше") это простота, качество и комфорт. Он менее изыскан в моде и одевается в то, что ему нравится, но, в тоже время, обладает качествами "настоящего мужчины"
"Юберсексуалы уверены в себе, они мужественные и стильные, они настроены на качество во всех сферах жизни"
Мариан Зальцман , вице-президент рекламной компании JWT
в отличие от метросексуалов, зацикленных на моде, юберсексуалы делают большие ставки на политику и отношения с окружающими.
4. Ламберсексуал
Неологизм образован из английского слова "lumberjack" - "лесоруб".
В одежде ламберсексуалы придерживаются нарочито небрежного, грубоватого стиля: вязанные свитера, клетчатые рубашки, футболки, жилетки на меху. Обязательным атрибутом стиля является только- борода, усы и удлиненные волосы. При этом стоит учитывать, что и одежда, и стрижка должны быть в идеальном состоянии.
Существует вполне обоснованное мнение, что ламберсексуалы это тоска по настоящему (мужественному) мужчине. Ибо существует ряд причин по которым женщина "голосует" за бородатенького: борода делает лицо более мужественным, с бородой мужчина кажется более зрелым, мужчина с бородой воспринимается как хороший отец, и, если борода ухоженная, то это сигнал на чистоплотность самого мужчины.
5. Сапиосексуал
И совсем новой разноведностью "сексуала" стал сапиосексуал - влюбленный в интеллект. "Sapio" - "быть рассудительным, разумным"
Сапиосексуал априори считает, что самое притягательное в его облике ум, а потому отношение к своему внешнему виду несколько пренебрежительное. Он не подчеркивает достоинства своей внешности, одевается скромно, порой бывает даже замкнут.
До того, как сапиосексуал стал мейнстримом, можно узнать черты стиля в любом школьном ботанике, а в последствии в стиле "гик" - "чудак, умник": очки в толстой оправе, рюкзаки, растянутые свитера.
Ну и напоследок, хотелось бы напомнить, что хипстер - изначально это не модник и "человек в теме", а человек без устойчивых социальных связей.
Также, вам может быть интересна статья как менялась мода в XX веке