Найти в Дзене
Новости Беларуси

Как прадед Пушкина картошку разводил

Картофель на Руси, как известно, появился благодаря Петру I. Во время Великого посольства (1697-1698) Пётр посетил Голландию, попробовал там картофель, который к тому времени уже был там довольно распространён, и отправил мешок «земляных яблок» на родину, графу Шереметьеву. Граф успешно разводил картофель в своём имении, однако утверждать, что именно с этого присланного царём мешка началось картофелеводство в России, нельзя. «Земляные яблоки» считались редким деликатесом. Подавая на стол, их даже посыпали сахаром. Понятно, известен этот продукт был только избранному кругу аристократов.

Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал. Портрет работы неизвестного художника, около 1760 г.
Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал. Портрет работы неизвестного художника, около 1760 г.

Всерьёз введением картофеля в сельскохозяйственный оборот России занялись лишь через несколько десятилетий, в царствование Екатерины II. Императрица ратовала за разведение «земляных яблок» как средство против голода, от которого в неурожайные годы периодически страдали российские губернии. Было издано «Наставление о разведении земляных яблоков» (1765), и закуплен семенной картофель в Великобритании. Разводить картофель, в качестве особой милости Екатерина поручила отставному генерал-аншефу Ибрагиму Петровичу Ганнибалу.

Отставной генерал, темнокожий крестник Петра I и прадед великого русского поэта Александра Пушкина, жил в своём имении Суйда в петербургском аристократическом предместье Гатчине, к тому времени ему уже исполнилось 66 лет. К поручению императрицы генерал отнёсся очень серьёзно, засеял в своём картофелем имении сначала небольшие участки (семян было немного), а затем и большие площади, сагитировал соседей разводить новую культуру. Можно считать, массовое распространение картофеля началось именно в Скуйде, имении Ганнибала.

Рисунок с сайта inqui.ru
Рисунок с сайта inqui.ru

Однако до массового использования картофеля в пищу в России было ещё далеко. Даже во времена правнука Ганнибала, Пушкина, его большей частью употребляли в пищу прибалтийцы и финны, а русские относились к заморскому «земляному яблоку» с предубеждением. Пушкин в 1835 году писал жене: «я ем печёный картофель, как маймист (финн)».

Владимир Царан