Приветствую вас, дорогие читатели! Сегодня пойдет речь об одном необычном аппарате: экраноплане "Лунь".
Историю военной технической мысли нашего отечества сложно недооценить. На протяжении столетий наши конструкторы доказывали, что способны создавать потрясающие по инженерным решениям образцы. Далеко за примерами ходить не надо: танк Т-34,ставший для своего времени революционным, ракетная установка БМ-13 «Катюша», ставшая первой ласточкой массовой реактивной артиллерии, первые межконтинентальные баллистические ракеты Р-7, успевшие показать миру свою мощь не только в плане дальнобойности, но и в виде своей конверсионной гражданской версии, выведшей в космическое пространство первого земного посланца Юрия Гагарина. Этот список при детальном рассмотрении может протянуться на километры в бумажно-рулонном эквиваленте , так скажем. Данное небольшое промо технического потенциала нашей страны прямо пересекается с тем, о чем пойдет речь сегодня: экраноплан «Лунь», также известный как «Каспийский монстр».
Краткая теоретическая справка. Экраноплан - аппарат, имеющий форму самолета с меньшим размером крыла, в качестве подъемной силы использующий экранный эффект, своего рода воздушную подушку. При общем сходстве экранопланов с самолетами они более близки к судам, да и по технической документации и по факту они близки к морским бурунам, чем к небесной бирюзе. Впервые, об экранном эффекте авиаторы узнали еще на заре авиации. Заходящее на посадку судно прекращало снижаться и продолжало полет на одной глиссаде. С внедрением аэродинамических труб и развитием понятий о теории полета ясность в появление экранного эффекта была внесена. Мало объяснимо, но новатором в создании экранопланов стал финский инженер Тойво Каарио. Он привел в исполнение первый действующий образец экраноплана. В последующем подобные аппараты продолжили развитие и в других странах: Страны Западной Европы, США. При создании действующих моделей инженеры столкнулись с проблемами, присущими в создании судов и летательных аппаратов морской авиации : прочные антикоррозийные материалы, выбор аэродинамической схемы, надежность узлов и агрегатов мотора. Начало практического применения экранопланов тормозилось нежеланием авиастроительных корпораций вкладывать денежные ресурсы в сомнительные проекты, оно и понятно требуемой эксплуатационной надежности не удавалось достигнуть. Но затем в авангарде экранопланостроения установился новый лидер- СССР. Были созданы КМ корабль-макет, десантный «Орленок». Мастодонтом этой отрасли в нашей стране был Ростислав Алексеев: талантливый инженер-конструктор, энтузиаст отрасли.
Теперь ближе к делу. «Лунь» был создан к 1985 году, как ударное надводное средство для уничтожения надводных военных целей, в первую очередь, авианосцев противника ,относится к проекту судов 903 и является единственным из них восьми планировавшихся.
Преимущества данного экраноплана, планировавшиеся проектным заданием:
-Высокая скорость передвижения относительно кораблей противника
-Незаметность для радиолокационных средств противника
-Мощное вооружение состоящее из шести противокорабельных ракет «Москит»
-Высокая относительная маневренность, затрудняющая попадание противокорабельных ракет противника.
-для взлета не требуется специально оборудованная полоса, перемещение возможно не только над водной гладью, но и над другой ровной поверхностью: лед, ровные участки земной поверхности.
- Экономичный расход топлива и большая грузоподъемность больше чем у самолетов
Разработка аппарата была начата в 70-х годах на основе проекта КМ. Корабль заложен в 1983 году в городе Горький ( Нижний Новгород в наши дни), традиционной базе создания кораблей подобного класса. В 1987 году стартовала программа государственных испытаний, в ходе которых апробировались конструкция самолета, система вооружений, тактические приемы применения в условиях учебного боя. Опытная эксплуатация стартовала в 1990 году, но завершилась всего лишь через год, в связи с вполне очевидными событиями в виде развала СССР.
Основное вооружение состояло из противокорабельных ракет 3М80 «Москит». Для своего времени они были довольно совершенными. 3-х ракет было достаточно, чтобы потопить авианосец. За счет высокой скорости полета, малой высоты полета на конечном участке, противозенитных маневров непосредственно перед поражением цели ракета была довольно конкурентоспособна в плане возможностей точного поражения целей и противодействия зенитным средствам противника, подводила лишь малая дальность полета. Ракета проходит модернизационный путь и сегодня, однако для экраноплана «Лунь» это неактуально, поскольку судно ржавеет в сухом доке в Каспийске.
Естественно, изменившиеся экономические условия внесли свои коррективы в плане использования этого потрясающего аппарата. Боевые экранопланы, в том числе и Лунь имели ряд недостатков, затруднявшие положительный выбор глав оборонных ведомств их пользу.
- Нет четкого понимания принципов применения экранопланов в условиях современной наступательной войны
- Слабое зенитное вооружение делало их легкой мишенью для авиации противника
- Несмотря на схожесть с самолетами, они не в состоянии были использовать главное их преимущество-высокая скорость полета и независимость от свойств подстилающей поверхности.
В наши дни рассматривается возможность для утилизации «Луня». Энтузиасты из производственной родины «Луня» Нижнего Города предлагали сделать из судна музейный комплекс и администрация города поддержала подобные планы, но к реставрации предлагается другой экраноплан «Спасатель». Такова печальная история несостоявшейся грозы авианосцев.
Но не все потеряно. В государственных структурах активно обсуждается возможность для создания новых типов экранопланов, не только в интересах оборонного ведомства, но и МЧС и транспортных компаний.
Благодарю за ваше внимание!