Что такое товарный знак, какая от него польза и почему его воруют?
Законодатель, в ст. 1477 Гражданского кодекса РФ, установил следующее определение - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право.
Согласно ст. 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании.
Для чего он, собственного говоря, нужен? При реализации товара, немалое значение имеет его узнаваемость, известность покупателю. Ведь придя в магазин, или делая заказ через интернет-сайт, телевизор марки LG, имеет гораздо больше шансов быть купленным, в отличие от мало известной китайский фирмы. И не важно, что они собраны на одном заводе, только в разную смену. «Шильдик» имеет значение. Но что бы так было, нужно этот товарный знак, или бренд, продвигать. Вкладываться в рекламу, платить журналистам и блогерам за обзоры.
И некоторые, особо хитрые продавцы, хотят результат получить, но в рекламу не вкладываться. Для этого, на товарах собственного производства, размещаются либо полностью скопированное изображение товарного знака, либо очень сходное. Привет Китаю, с его «Abidas» и прочими «Nuke», вместо «Nike».
В результате появляются некачественные товары-подделки, которые продаются под видом оригинального товара, что несомненно подрывает доверие к самому оригиналу.
Особенно это расцвело в сфере Интернет-торговли. Ведь в данном случае, в магазин не придут с проверкой и не изымут весь товар для производства экспертизы.
Поэтому, перед предпринимателями встает необходимость проводить меры, направленные на защиту своего товарного знака.
Что предусмотрено в нашей стране? На первом месте, стоит защита товарных знаков путем их регистрации в Роспатенте (Статья 1480 ГК РФ Государственная регистрация товарного знака). После регистрации, выдается свидетельство на товарный знак, тем самым закрепляются исключительные права на его использования.
Использование без разрешения правообладателя, влечет ответственность. Уголовную, или же административную, зависит от суммы ущерба, которую и определяет специальная экспертиза.
Сам был свидетелем, как 50 пар обуви, с изображением известного бренда, в итоге дали ущерб на несколько миллионов рублей и уголовное дело на продавца. Хотя он лишь продавал в своем павильоне, а возил с оптового рынка…
Для предотвращения случаев воровства товарных знаков, предусмотрена статья 1483 ГК РФ, где сказано, что в качестве
товарных знаков не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные с товарными знаками других лиц на однородные товары.
В п. 6 ст. 1252 ГК РФ, говориться, что если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее, либо в случаях установления конвенционного или выставочного приоритета средство индивидуализации, которое имеет более ранний приоритет.
Если же, факт незаконного заимствования установлен и доказан (та самая экспертиза) предприниматель имеет право подать иск с требованием изъятия из оборота и уничтожения данной продукции. Причем за счет правонарушителя, а также возмещения убытков. Это конечно дает свой эффект, но не останавливает поток подобной продукции из мировой фабрики, под названием «Китай».
Ведь на дядюшку Ляо, иск в суд не подашь. И компенсацию, за то что он нагло скопировал дизайн, модной пары кроссовок фирмы «Adidas», не получишь. Но хоть продает он их за одну тысячу рублей, а не за все 50, как раскрученный бренд, с таким дорогим «шильдиком»…