Премьерой философской сказки «Кентервильское привидение» (12+) по одноименному произведению Оскара Уайльда на прошлой неделе открыл сезон Нижегородский театр юного зрителя. Впечатления о первых показах спектакля – в нашем материале.
Поставил современную версию «материо-идеалистического романтического рассказа» (как характеризовал эту новеллу сам автор) режиссер Александр Кладько, предыдущую работу которого в театре «Комедiя» – спектакль «Касатка» (16+) ранее могли видеть нижегородские театралы. На большой сцене ТЮЗа ожила готическая история – совсем не страшная, но с фантазией и любовью сделанная и очень обаятельная. Не будем тешить себя иллюзиями: для подростков она будет интересна прежде всего не глубиной мысли, афоризмами и великолепным слогом Уайльда, а спецэффектами, которые стремятся поразить юных зрителей, пресыщенных гаджетами и визуальными новинками в кино. С восхищенными вздохами и восторгом они следили за техническими приемами, благодаря которым привидение могло появляться на древних стенах замка, проходить сквозь стены, летать и вместе с героями перемещаться во времени. Сценографию Владимира Ширина можно назвать одной из удач спектакля.
Кроме «романа взросления», как можно было бы описать суть трансформаций (обряда инициации) и всего происходящего с главной героиней – Вирджинией, во всем известном сюжете рассматривается одна из главных тем христианства – искупление греха, раскаяние и прощение души, которая желает обрести покой. Чистая и светлая девушка, чей образ воплотила актриса Анна Энская, как и говорилось в стихах древней легенды, смогла помочь бывшему владельцу замка Кентервиль. Однако сценическая версия немного отличается от оригинала и не является его буквальным прочтением. Так, сакральная молитва и слезы, освободившие призрака, сменились загадочным путешествием вместе с ним в иные миры. Но не будем раскрывать все сюрпризы, что ждут зрителей премьеры.
Американская суперсемейка победителей
Перед зрителем предстает американская семейка нуворишей Оутис, купивших ветхий особняк со скидкой, за неудобства, то есть с привидением в придачу. Узнаваемого, находчивого бизнесмена, заботливого отца семейства, сыграл актер Иван Пилявский. Знакомит новых хозяев с английским поместьем педантичный лорд Кентервиль – потомок благородного семейства, но теперь уже работающий слугой в обедневшем доме. Его, а также неприкаянного призрака сыграл актер Николай Шубяков.
Географическая привязка к годам, в которых происходят события, как и к американскому происхождению Оутис, в данном случае не столь важна, поскольку недавно разбогатевший человек – простого происхождения и его отпрыски, увы, одинаковы в поведении во все времена. Но пестрота в костюмах и сатира, с которой высмеивается его привычка мерить все деньгами, добавила постановке колорита и юмора. Его сыновья непоседы Вашингтон (Константин Кузьмичев) и Джим (Артем Дубинин) – прагматики и шутники, сами кого хочешь сведут в могилу, что отца, что призрака. Художник по костюмам Наталья Симакова в небольших деталях одежды, в цветовых сочетаниях дает зрителю намек, что на сцене и в зале – наши современники: в джинсах и бейсболках и точно так же без каких-либо авторитетов в жизни.
В финале мудрой сказки расцветает сухое миндальное дерево как символ возрождения жизни, каждую весну побеждающей смерть. Мы надеемся, что после просмотра этого спектакля у ребят останется в памяти главная мораль притчи: многое в жизни можно вовремя остановить, прощая и находя самые важные слова для тех, кого мы любим.
Ольга ПЛАКСУНОВА
Фото Дмитрия Косолапова, предоставлены пресс-службой ТЮЗа