Первый фильм о воде в формате 96 кадров в секунду
3 октября в российский прокат выходит документальный фильм «Акварель» Виктора Косаковского. Картину показывали в программе Венецианского кинофестиваля 2018, а российская премьера «Акварели» состоялась на закрытии фестиваля «Послание к человеку» прошлой осенью.
Зрелищный, кинематографичный, вдохновляющий – в восторгах от «Акварели» критики не скупятся на определения. О чем этот фильм? О воде, о климате, о природе без человека, о стихии. Здесь практически нет людей (за редким исключением), нет слов, нет лозунгов и сентенций. Вместе с отважной съемочной группой зритель отправляется вокруг света: то на озеро Байкал, то в Майами, где свирепствует ураган Ирма, то на самый высокий в мире водопад Анхель, то под толщу айсберга в Гренландии.
Зачем? Во-первых, это красиво. По словам Косаковского, он хотел показать Айвазовского в кино и снять воду как она есть. Действительно, эпизоды с морскими волнами напоминают о картинах русского мариниста.
Во-вторых, это сложно (и, скорее всего, опасно для жизни). Недавно Косаковский рассказал миру о том, как сам чуть не утонул в ледяных водах Байкала, но его спас храбрый мэр Ольхонского района. Удивительная все-таки история!
Если во время просмотра вы не спрашивали себя, как это снято, значит, вы либо Косаковский, либо участник его съемочной группы. Оборудование и технологии доступны не всем и не везде — в Петербурге фильм был показан со скоростью не 96, а 48 кадров в секунду, потому что кинопроекторов с новым форматом всего два в мире.
В прошлом году перед показами режиссер извинялся за то, что не может показать фильм должным образом, так, как его задумал, то есть в формате 96 кадров в секунду. На сайте прокатчика тоже можно обнаружить такой текст:
Прокат будет осуществляться в формате 48 кадров в секунду, так как техническое обеспечение кинотеатров еще не готово к воспроизведению в формате 96 кадров в секунду.
Это не только сложно, но и дорого. Деньги на «фильм о воде» найти невозможно, помог Александр Сокуров, который поверил в проект.
В-третьих, это нужно просто как напоминание о том, что мы не одни на Земле, что мы — не главные, что кроме нас тут идет своя противоречивая мощная жизнь, которая была до нас и будет после. В процессе работы над фильмом режиссер встречался с учеными-гидрологами, специалистами по воде из разных стран, которые до сих пор не поняли ее. «Акварель» пытается эту загадку воды не разгадать, а показать, и не с помощью текста, а с помощью поэтических образов.
В самом слове “акварель” есть такая диффузность, когда между кадрами, между одним цветом и другим есть плавный переход из одного состояния в другое.
Виктор Косаковский
В одном из интервью Виктор Косаковский обижается, что кто-то из журналистов сравнил «Акварель» с документальными передачами National Geographic. Красивые кадры – это не все:
В монтаже между кадрами, как между цветами акварели, есть плавные переходы, когда каждый последующий кадр имеет внутреннюю мотивацию в предыдущем кадре. То же и между эпизодами. Я монтировал так, чтобы зритель и не заметил, например, как из Байкала вдруг оказался в Гренландии, и так далее до самого конца фильма. Между соседними эпизодами всегда есть кадр, который мог бы принадлежать и предыдущему, и последующему, например мог быть снят и в Мексике, и в Калифорнии. 90 минут без текста, без сюжета, без героя! А глаз не оторвать, как будто смотришь триллер.
Виктор Косаковский
В прокате с 3 октября
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨👩 Подписывайтесь на канал 💡