Hotchkiss et Cie Model 1909
Страна Франция
Производитель Hotchkiss et Cie
Годы производства 1909
Кол-во построенных 4
Экипаж 3
Вооружение - La mitrailleuse Hotchkiss Modèle 1900
Бронирование: 3 мм
Сухая масса, 2 тн
Двигатель ДВС, 75 л.с.
На востоке очень медленно запрягают, да и потом не быстрее ездят. В 1902 году на выставке в Париже был показан бронеавтомобиль Charron, Girardot et Voigt с открытым бронированным гнездом. В 1909 году султан Турции для собственного кортежа решил заказать сразу четыре машины подобного типа. За дело взялась фирма Гочкисс, которая вместе с пулеметами к тому времени выпускала и автомобили
Бенджамин Гочкисс (Benjamin Berkeley Hotchkiss), конструктор и производитель оружия из Коннектикута, в 1875 году открыл свой завод во Франции в Сен-Дени. Фирма Готчкисс (Hotchkiss et Cie) специализировалась на разработке и производстве малокалиберной артиллерии, в основном для флота. Всем военным были хорошо известны многоствольные митральезы Готчкиса. Но в начале века спрос на оружие был относительно невысок и предприятие во Франции под руководством директора фирмы Альфред Кернер сначала делала для автомобильных фирм Паннар ет Левассор, Де Дион и Де Дитрих блоки двигателей и коленчатые валы, а затем и сама решила делать автомобили. Для начала производства фирма покупает Мерседес Сиплекс ( Mercedes Simplex), который можно назвать первым современным автомобилем, так как именно на нем впервые была использована новая компановка - двигатель спереди, сцепление, коробка передач, карданный вал на здание колеса, руль и три педали управления, за капотированным двигателем салон, в котором в два ряда сидят водитель и пассажиры. Это сейчас кажется очевидным, что такая схема лучшая, а в 1903 году это было не очевидно. На базе Mercedes Simplex выпускается автомобиль марки Готчкисс — 17CV Type C. Фирменной отметкой машин Гочкисс стал круглый радиатор и защита двигателя. За 1903-й год фирма построила 32 автомобиля. Конструкция самохода была даже лучше Мерседесовской, конструкторы подвесили коленчатый вал на пять подшипников, машина имела магнето зажигания, сотовый радиатор, вентилятор, водяной насос, 4-х ступенчатая коробка передач,передача на задний мост через карданный вал. В 1908 дорогие и сложные автомобили начинают терять спрос и фирма с огромным азартом бросается производитель заказ для султана Турции Абдул-Хамид II.
Для личного кортежа султана Турции Абдул-Хамид II Великая Порта заказала четыре полубронированных автомобиля по типу Charron, Girardot et Voigt. Основным оружием оставался мощный пулемет Hotchkiss modèle 1900, который по своим параметрам был ближе к крупнокалиберным пулеметам. На шасси самой мощной модели 40/50CV Тип V с мотором объёмом в 10 литров поставили бронированный барбет, в котором на тумбе был размещен пулемет с возможностью кругового вращения.
Машина была форсировала 6-ти цилиндровый двигатель объемом до 9.5 литров до 75 л.с. при 1150 об/мин. Барбет был бронирован 3-мм стальной броней. Сначала машины испытали французы, затем покрасили в белый султанский цвет и отправили в Стамбул. Сулатн не зря был обеспокоен, младотурки в 1908 году фактически захватили власть, и после контреволюционного мятежа в 1909 султан был вынужден эмигрировать. Машины попали в руки именно тех, с кем должны были бороться.
Основное применение бронеавтомобили нашли в полицейских целях, и при подавлении очагов сопротивления власти младотурков.
Использование даже таких полуброневиков было достаточно успешным, но военные, как турецкие, так и французские военные не увидели зачем и как их применять в армии. До 1914 года во Франции так и не было произведено больше ни одной боевой машины, ни бронированной, ни вооруженной.
Источник: https://www.drive2.ru/b/288230376152209249/