Я давно хотел написать на эту тему. Но руки не доходили. Однако, вмешался случай, в лице канала "Кухонные посиделки". Где вышла статья "Чем так плохо "женское воспитание"". Которая и подвигла меня написать давно задуманное.
В чём особенность современного воспитания? Сейчас не про массовые разводы, безотцовщину, лёгкость нравов, свободный доступ к информации, "свободу" самовыражения и прочие пороки современного общества. Речь о другом.
Как изменились подходы к воспитанию и образованию?
До ХХ века главенствовал один подход. Учитель (наставник, родитель) - безусловный авторитет. С ним нельзя спорить. Его слова нельзя подвергать сомнению. Ему можно лишь почтительно внимать и с благодарностью принимать его мудрость.
Он в праве карать и миловать. Наказывать за непослушание, неусердие, непочтительность. Но чаще карать, поскольку через наказание доходит лучше.
Нет, другие подходы тоже существовали. Например Монтень и Жан-Жак Руссо придерживались совершенно иных взглядов на воспитание. Но их идеи считались экзотикой.
В ХХ веке начинается "гуманизация" образования и воспитания. Либеральная и социалистическая идеологии проникают и в эту сферу. "Мракобесие" прошлых веков отвергается.
Происходит это не только по идеологическим причинам. Новое время предъявляет новые требования. Новые знания появляются быстрее, чем обновляются школьные программы.
Ученик в некоторых вопросах вполне может оказаться компетентнее учителя (родителя). Такое уже нельзя игнорировать.
Учитель (наставник) сходит с пьедестала. Он по прежнему авторитет, но уже не безусловный. Он может чего то не знать. С ним можно спорить и не соглашаться.
Учитель перестал быть поставщиком готовых знаний. Он учит пользоваться своим умом. Искать ответы самостоятельно. Как и задавать новые вопросы.
Такой подход был оправдан. Поскольку развивал творческое мышление. А люди с таким мышлением требовались и в науке, и в промышленности.
На протяжении ХХ века воспитание избавлялось от насилия. Если до середины века телесные наказания считались чем то вроде нормы, то к концу века их приравняли к уголовному преступлению.
Не хочу сказать, что это плохо или не правильно. Дело учителя - давать знания, а не указкой махаться.
Неправильно другое - ставить ученика выше учителя. Сейчас же получается, что ребёнок имеет право на всё. На любую гадость. #онжеребёнок.
А учитель обязан молча терпеть это. У учителя не осталось никаких законных способов держать ребёнка в рамках приличий. А уж тем более - не осталось права наказывать ученика.
Учитель - теперь не наставник. Не авторитет. Учитель превратился в обслуживающий персонал. Который должен предоставить знания клиенту. А клиент всегда прав.
Такое "поражение в правах" характерно не только в отношении учителей. С некоторым запозданием оно распространяется и на родителей.
Родители становятся заложниками маленького тирана. Они не могут показать ему рамки дозволенного. Они не в праве наказывать его. Им запрещается всякое насилие над ребёнком. Даже которое идёт ему на пользу.
Потому родители потакают капризам чада. Не могут приучить его к порядку и самостоятельности. В результате чадо растёт либо капризным инфантилом, либо отморозком, не считающим нужным в чём-то себя ограничивать.
Вот так и появляются люди, не желающие никакой ответственности, но свято уверенные, что им все должны.
Конец первой части.