Найти в Дзене

Советские мультфильмы, которые сегодня невозможно смотреть

Оглавление

Советская мультипликация во многом эталонна. И мы привыкли судить о ней по лучшим образцам. Но есть такие мультфильмы, которые не просто морально устарели, но и при непосредственном их создании у зрителя мог возникнуть закономерный вопрос - "Зачем"?

Синяя птица, 1970

Кадр из мультфильма. Фото из открытых источников.
Кадр из мультфильма. Фото из открытых источников.

"Синяя птица" - один из тех мультфильмов, которые пугали вас в детстве. Основанный на одноимённой пьесе Метерлинка, он выполнен в экспериментальной технике, в том числе с применением фотоколлажа. Эксперимент ради эксперимента, либо эксперимент не удался. Потому что визуально мультфильм способен вогнать в экзистенциальную депрессию даже психологически устойчивого человека.

Видела "Синюю птицу" пару лет назад ночью на "Культуре". И в очередной раз ужаснулась. Не знаю, почему - есть ведь мультфильмы и хуже, и страшнее. Но причудливое сочетание факторов делает именно "Синюю птицу" для меня - невыносимой.

Кадр из мультфильма. Фото из открытых источников.
Кадр из мультфильма. Фото из открытых источников.

Режиссером мультфильма выступил Василий Ливанов (легендарный Шерлок Холмс). Переживший войну ребенком, Ливанов усиливает и без того аллегоричный текст Метерлинка антимилитаристским посылом. И перебарщивает. Ведь если мультфильм детский - то он слишком прямолинеен, а если для взрослых - слишком банален.

Человечка нарисовал я, 1690

Кадр из "Человечка нарисовал я". Фото из открытых источников.
Кадр из "Человечка нарисовал я". Фото из открытых источников.

Казалось бы, что плохого может быть в классическом мультфильме золотой эры советской мультипликации? Не за чрезмерное же "моралитэ" его не любить? Хотя за это тоже можно.

"Человечка нарисовал я" - редкий для того времени пример римейка. Сам по себе мультфильм мог быть вполне зауряден, но сделан он как продолжение отличного "Феди Зайцева", где главный герой отправляется в "царство лжи". Все эти пертурбации связаны с решением худсовета, который раскритиковал сюжет.

А это кадр из оригинального "Феди Зайцева". Похоже, да?
А это кадр из оригинального "Феди Зайцева". Похоже, да?

Сценарий перерабатывали в разгар хрущёвской оттепели, прошло 13 лет с момента выхода "Феди Зайцева", поэтому было принято решение снимать новую версию мультфильма для нового поколения. "Человечка нарисовал я" проигрывает во всем: в логике повествования, в сместившихся смысловых акцентах, даже в озвучании, актеры которого за прошедшие годы сменились в полном составе.

В стране ловушек, 1975

Кадр из мультфильма. Фото из открытых источников.
Кадр из мультфильма. Фото из открытых источников.

Давайте признаемся честно: кукольные мультфильмы мало кто любит. А говоря о советских мультфильмах, мы имеем ввиду, прежде всего, остроумные и красивые ленты, на которых выросли, и которые хотим показать своим детям. Так вот "В стране ловушек" - определенно не такой мультфильм.

Октябрята Олег Качалкин и Василиса Петрова знакомятся с застрявшим в лифте добрым стариком, который оказывается волшебником. Советская детвора в волшебство не верит, поэтому ребята требуют доказательств существования иррационального. Старик отправляет их в Страну Ловушек, ужасное и опасное место, где октябрятам нужно за 60 сказочных лет (равным 60 земным минутам) найти Книгу Мудрости.
Сам же волшебник в это время остается в квартире ждать возвращения ребят и следит за их похождениями по телевизору, чтобы взрослые его не раскрыли и не заподозрили пропажу детей (криминалом попахивает, нет?)
Кадр из мультфильма. Фото из открытых источников.
Кадр из мультфильма. Фото из открытых источников.

Изначально мультфильм состоял из 4-х серий («Вот и не верь волшебникам», «Из огня да в полымя», «В плену вещей», «Книга мудрости»), но в 1978 году был перемонтирован в один полнометражный мультфильм. Т.е. авторы и сами понимали, что со "Страной ловушек" что-то не так. А не так с ней то, что это невыносимо долгий, скучный, ссылающийся на неочевидные ценности мультфильм. И да, он еще и кукольный.