Как запечатлеть человека на века? Секретом делится преподаватель фотошколы Екуб Гаффаров.
У каждого есть потребность сказать другому человеку, о том, что он есть, что он счастлив. Поделиться этим. Фотокамера – это такой уникальный инструмент, который позволяет это сообщение сделать максимально полным.
Текст условен, фотография – это прямая копия реальности, которая позволяет предельно остро соприкоснуться и с самим собой. Момент, обрамленный в границы кадра, зачастую становится «правдой больше, чем правда».
Есть такое упражнение для начинающих фотографов: вместе с взрослыми работает 5-6-летний ребёнок, все получают одно и то же задание. В моей многолетней практике ещё не было ни разу, чтобы взрослые сняли объект лучше, чем дошкольник, щёлкающий обычной любительской камерой. Дети ведь намного острее и точнее эмоционально, в них больше иррационального, необъяснимого и при этом в них всегда обитает живая мысль. Малыш верит в то, что видит и может об этом говорить прямо, а видит он так, как чувствует. Взрослому это дается гораздо сложнее, поэтому фотограф должен уметь смотреть на мир глазами ребёнка.
Ценность истинного произведения искусства, когда ты видишь перед собой нечто, чего не можешь до конца понять, смотришь на произведение как в бесконечность… Это момент невероятного погружения вглубь чего-то сакрального. В этом смысле фото всегда проигрывает великим произведениям живописи.
Живописец пишет полотно, создавая подобие, созерцаемого перед собой мира, пропуская его через свои эмоции, мысли, культуру… выбирая краски, точные инструменты в рамках своей школы, создавая новые художественные приёмы. Основанная же задача фотографа – провести границы кадра, чтобы отсёчь всё лишнее. Тем более возможности цифровой техники позволяют ежегодно заполнять информационное пространство миллиардами более или менее качественных «картинок». Открываешь сегодня любую сеть – она пестрит фотографиями, масса изображений, мегабиты информации, но мало что из этого тебя по-настоящему трогает. Потому что массовое фото превратилось в бытописание. Например, люди часто фотографируют еду. Зачем? Просто само присутствие в каком-то престижном ресторане, где посетители вкушают кулинарные изыски, есть живое свидетельство принадлежности к успешному сообществу, это доказательство их социального статуса.
Другой случай – мы все хотим быть героями. Кто-то поднимается на Эверест, кто-то погружается в глубины океана, а кто-то просто лезет на заброшенную стройку… но если нет фото, то нет и свидетельств «героизма». Очень просто сделать селфи: «если я есть на фото, значит, я существую». Как говорят социальные философы: никто из нас сам не выбирает время-место своего появления на свет, мы все словно вброшены в жизнь... Поэтому перед человеком стоят три главных вопроса: кто я среди людей? в чём моё предназначение? кто я рядом с бесконечностью? И, по сути, наша жизнь есть поиск ответа на эти вопроса. Поэтому столь часто появляются кадры в подчёркнуто богатой обстановке – вот моё место среди людей.
С другой стороны, встречаются остросоциальные кадры, когда кто-то хочет показать, что ненавидит мир потребления, то «селфится», например, на полигонах по сжиганию мусора...
Тут все должно быть пышно, нарядно, запредельно помпезно... (авт. широко улыбается). Но что во всем этом великолепии заметит наблюдательный человек? Как ни странно, ничего кроме страхов и тревог. Боязно показаться хуже других, оказавшись в глазах знакомых и родни не дай бог, бедняком или «скупым рыцарем». Потому и невеста в самом дорогом и пышном платье, на шее, естественно, нарочито дорогое ожерелье. Дежурный фон: длиннющий лимузин, новомодный ресторан и море цветов.
Мне же всегда было интересно, что остается от реальных историй молодоженов, от их отношений на этих фотографиях нарядных, нарочито сентиментальных? Как эти фотографии будут восприниматься героями через много лет?
Спекуляции на эмоциях
Просто мы в первую очередь выбираем то, что нам понятно. Удачное фото – уже законченное высказывание. Есть категория сюжетов, которая обладает избыточным драматизмом и не нуждается ни в чьем пояснении. Например, закат или восход солнца можно снимать как угодно, все равно получится величественно и красиво. Беспроигрышны и снимки детей, они всегда милы и трогательны. А котята и вовсе обладают удивительной фотогеничностью и избыточным романтизмом.
Фотографируя войну или стариков, автор может ничего своего не вкладывать, поскольку в этих кадрах неприкрытая боль, страдание, груз прожитых лет и жажда жизни, одним словом, выразительный материал. Как ни странно, к этой же категории избыточного драматизма относится обнаженное тело. Однако, это своего рода спекуляция на человеческих эмоциях.
Хорошая фотография может состояться и помимо воли самого снимающего, в этом выражается еще одно свойство камеры. Среди начинающих фотографов ходит шутка: Снимать надо не раздумывая, чтобы не успеть испортить фото.
Порой мы фиксируем реальность, которая заполнена бесконечным количеством смыслов, на первый взгляд не представляющих ценности. Но затем из многочисленных взаимодействий в границах кадра вдруг рождается настоящая магия; действительность, начинает по-другому оживать в плоскости снимка.
На мой взгляд, мастерство фотографа заключается в том, чтобы снимая привычное, показать красоту, чтобы другой человек, глядя на снимок, увидел нечто ценное, что-то для себя понял или хотя бы задался вопросом. Найти необычное в обыденном – это и есть главное в работе фотографа. Пока в тебе не окажется достаточно любви к миру, стать профессионалом невозможно!
И всё же, возможно ли без дорогой аппаратуры и многолетнего опыта удачно запечатлеть нечто потрясающее?
У каждого есть какая-то фотография, которая очень дорога. Настолько случайно, спонтанно и иррационально мы для себя выбираем любимые кадры, совершенно разные сюжеты, новые места, на которых мы не обязательно сами присутствуем. Могу точно сказать, какие фотографии люди отбирают сердцем – особенно дороги нам те снимки, где мы точно соответствуем своим представлениям о себе, каким я себя люблю и принимаю, где я настоящий. Причем в разные периоды жизни мы влюбляемся в разные фотографии, но время расставляет все по своим местам, поскольку одно и то же фото в разные годы мы воспринимаем неодинаково.
Тут есть один очень интересный момент, много лет снимаю множество людей, и герои готовых портретов первым делом всегда говорят одну и ту же фразу: «Пойду - покажу маме!»
Сначала я не обращал на это внимания, потом задумался: почему люди так хотят получить оценку матери? На фото они бывают веселые, задумчивые, экспрессивные, иногда очень откровенные, в общем, самые разные. И однажды до меня дошло: мамы-то нас любит любыми! Принесли ли мы «пятерку» за четверть, залезли в новых штанах в лужу, сделали табуретку своими руками или разбили чайный сервиз – все равно ее любовь безусловна.
Чтоб человек на фотографиях получился настоящий и красивый надо смотреть на него глазами любящего родителя! На словах это звучит просто, а на деле это так непросто... человеком быть. Искренность и уязвимость другого человека - самое ценное, что можно запечатлеть в портрете. Но это почти невозможно, если фотограф не умеет сам быть уязвимым. И не важно, что у тебя в кадре - человек, предмет или событие. По сути, обучаясь мастерству фото, надо учиться любить, то, что ты снимаешь!
Екуб Гаффаров, род 1966 г. в Саратове, фотограф-педагог, куратор выставочных проектов. Основатель авторской школы фотографии в г. Саратове (2010 г.) Среди выпускников - лауреаты международных конкурсов, члены союза фотохудожников России, авторы множества персональных выставок, студенты профильных ВУЗов страны: ВГИКа, школы Родченко.
Кстати
В 1839 г. на собрании Академии наук в Париже Луи Дагер представил новейший способ фиксации изображений.
С появлением относительно легких съемочных аппаратов и более простых приемов печати появляется профессия фотограф, в которой параллельно развивались две тенденции: изображение реалистичное и художественное.
В 1912 году в Дании зарегистрирована первая профессиональная фото студия. Для того времени актуальные снимки освещали социальное неравенство, нищету, эксплуатацию детского труда.
Налаженное в Германии производство 35-миллиметровых «леек» (1914 г.), сделало фото-творчество общедоступным; особенно это стало заметно с появлением метода мгновенной фотографии, не требующей спецнавыков.
Тем не менее, профессия фотограф сегодня по-прежнему занимает почётное место в категории высоких искусств.
Валерий Калашников