Кладбище для лошадей появилось в Александровском парке в 1834 году, когда пала первая лошадь из ветеранов, живущих на Пенсионерской конюшне, - 26-летняя кобыла Бьюти. Рапорт о ее смерти тут же был отправлен Николаю I. В ответ последовало указание: «Высочайше повелено упалую лошадь зарыть близ сего дома в лесу и зделать на камне надпись «Лошадь Ея Императорского Величества Бьюти служила Государю Императору 24 года»».
Так Николай I не только положил начало особым правилам захоронения императорских лошадей, но и определил стандарт текстового оформления могил, которому следовали вплоть до революции.
Создание памятника доверили монументному мастеру Степану Анисимову. Разработанный им проект представлял собой горизонтальную плиту из известняка (так называемая путиловская плита) длиной чуть больше 140 см и шириной около 90 см, уложенную на цоколь из того же материала высотой примерно 35 см. Плиту дополняла врезка из белого сибирского мрамора, на которую наносился текст. Изначально надписи были продольные.
При дальнейших захоронениях никаких особых указаний от императора не поступало, в ответ на рапорты о смерти лошадей следовали короткие резолюции: поставить памятник «по примеру прочих» или «сделать надпись сколько лет служила».
К 1844 году кладбище императорских лошадей состояло из десяти погребений, распределенных в три ряда. Вакантное место в Пенсионерской конюшне тут же занимал другой пенсионер.
Около 1883 года произвели реконструкцию кладбища. В целях экономии при оформлении памятников решили отказаться от мраморной врезки, надписи стали наносить непосредственно на известняк. Изменилось и расположение текста: его стали размещать в поперечном направлении для того, чтобы, прогуливаясь вдоль рядов, надписи было легче прочесть.
При Николае II на цоколь тоже решили не тратиться: плиту укладывали непосредственно на одернованный могильный холм. Последнее захоронение на лошадином кладбище было произведено в 1915 году. Оно стало 122-м по счету.
Здесь нашли свой последний приют белый конь амурской породы Серко и арабский красавец Амалатбек, служившие моделями скульптору Петру Клодту при изготовлении знаменитых коней Аничкова моста.
Лошадиный мемориал практически не пострадал в годы революции и гражданской войны. В страшные дни Великой Отечественной на нем трагически оборвалась история народного ополчения города Пушкина. Отчаянно сражавшиеся ополченцы использовали могильные плиты как укрытия и приняли здесь свой последний бой. Их тела были захоронены в братской могиле в Пушкине, а гильзы и патроны на территории кладбища до сих пор находят во время археологических работ.
До 1960-х годов и Пенсионерская конюшня, и кладбище находились в относительном порядке. А дальше началось форменное варварство: расхищались мраморные вставки с могильных плит, оставшиеся сдвигались, освобождая место для нужд пиротехнического центра без какой-либо фиксации местоположения.
Сейчас на территории кладбища проходит серьезная реставрация. Археологические исследования, которые проходили на этой территории с 1998 по 2000 год, и архивные поиски позволяют говорить о том, что восстановление кладбища в полном объеме вполне реально.
Как найти Пенсионерскую конюшню и кладбище лошадей в Александровском парке?
Входим в Александровский парк около дворца. Идем, придерживаясь правой стороны мимо "Белой башни", "Ратной палаты" до "Императорской фермы". С левой стороны, напротив Фермы, будет современная конюшня-ангар с полем для выгула лошадей.
За ангаром второй поворот налево через ворота ведет к кладбищу лошадей и Пенсионерской конюшне.