В стремительно меняющемся мире в первую очередь стремительно меняются рабочие места. На наших глазах стремительно исчезли прачки и кочегары, секретари-машинистки и стенографисты.
В следующие 20-30 лет полностью исчезнут водители, переводчики, почтальоны, операторы калл-центра, лифтёры, копирайтеры. Всех их заменит компьютер.
Представить какие профессии окажутся не востребованы через 50 лет, сейчас крайне сложно. Но, если ваш ребёнок сейчас учится в школе, то институт он закончит лет через 10, а значит все эти скоростные перемены могут затронуть его.
Как подготовить ребёнка к надвигающемуся миру будущего? Прежде всего нужно изменить подход к образованию. Наше образование полностью состоит из блоков и технологий начала индустриализации, когда обществу была необходима армия технических специалистов. Букет технических наук, приправленный лёгким налётом гуманитарных знаний, терпение, подчинение и упорство - вот к чему готовит, по традиции наша школа.
Что из этого пригодится в будущем? Фундаментальные науки - без сомнения, роль их в современном мире быстро падает, но без базовых представлений о мире достаточно сложно.
Умение красиво писать уже сегодня практически никому не требуется, за редкими исключениями, а сколько времени тратили мы в детстве на чистописание...
Умение общаться - одно из основных в современном обществе практически игнорируется школой. Вместо устных докладов вводятся письменные тесты, вместо подготовленных докладов - рефераты. А ведь именно навыки коммуникации помогут устроиться на работу, выделиться среди прочих сотрудников. Не говоря уже о профессиях связанных с продажами и персоналом.
Юридические знания, представление об устройстве современной экономической системы - школа не даёт даже на базовом уровне. В лучшем случае некоторые отсылки ко временам Адама Смита, и то это сегодня редкость.
Выходя из школы современный выпускник имеет набор обрывочных знаний, не связанных в единую систему, начисто оторванных от практического применения, мёртвых и бессмысленных.
Возможно, сильно напрягшись, он вспомнит в каком веке произошла Куликовская битва, когда случилась промышленная революция, но как эти события связаны с современностью, какие у них были последствия - не добьётесь даже под пытками. Тогда на что были потрачены несколько лет изучения истории?
Сможет ли ученик старших классов рассчитать массу бетона для заливки котлована? Те дети, с которыми работаю я не смогут. Значит базовых познаний в математике у них тоже нет. Про физику и говорить не имеет смысла, там всё ещё грустнее.
Но жить как-то надо... что же делать? Об этом поговорим в следующей статье.