Вряд ли найдется человек, который не задумывался бы о сущности дружбы. Что такое дружба с точки зрения психологии? Все ее житейские определения суть метафоры, каждая из которых высвечивает кокой-то один ракурс проблемы. «Друг-товарищ» подразумевает наличие совместной деятельности и общих интересов. «Друг-сострадальник» олицетворяет эмоциональное сопереживание. «Друг-собеседник» высвечивает коммуникативную сторону дружбы, самораскрытие и взаимопонимание. Люди всех времен и народов почитают дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью. «Если найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого, превозмогающего все невзгоды, - иди с ним, радостный и вдумчивый. Если не найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого,- иди один, как царь, отказавшийся от завоеванного царства » - учит Дхаммапада, собрание религиозно-этических изречений раннего буддизма (III- I вв. до н. э.)
Своеобразный итог древнегреческой философии дружбы подвел Аристотель, который дал в «Никомаховой этике» первый цельный очерк теории дружбы как самостоятельного нравственного отношения, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей. Дружба по Аристотелю, величайшая социальная и личная ценность, «самое необходимое для жизни. Действительно, никто не выберет жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага». Дружба, основанная на соображениях пользы не может быть ни истинной, ни прочной. Эта дружба постольку поскольку, ибо не тем, что он именно таков, каков есть, вызывает дружбу к себе тот, к кому ее питают, но в одном случае тем, что он доставляет какое-нибудь благо, и в другом – из-за удовольствия. Конечно, такие дружбы легко расторгаются, так как стороны не постоянны (в расположении друг к другу). Совершенная же дружба бескорыстна и не знает разграничения. Соображения пользы, удовольствия, взаимопомощи, не имеют в такой дружбе решающего значения, потому что отношение к другу в принципе не отличается от отношения к самому себе. «Все проявления дружбы из отношения к самому себе распространяются на отношение к другим. И все поговорки в этом согласны, например: «душа в душу», и «у друзей все общее», и «уравненность – это дружность», и «своя рубашка ближе к телу » Друг – наше второе Я. Ближе друга у человека никого нет, поэтому, считает Аристотель, количество друзей имеет пределы. В понимании Аристотеля, дружба уже не является ни традиционным социальным институтом, ни разновидностью расчетливого товарищества, ни проявлением влечения , ни абстрактной добродетелью, а самостоятельным высокоиндивидуализированным межличностным отношением. Еще Аристотель писал, что«дружба-это самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все блага».
Раздав анонимные анкеты в 4-11 классах, я получила такие результаты. На вопрос: « существует ли дружба между мальчиком и девочкой?» учащиеся 4-11 классов ответили 99% положительно, а лишь 1% учащихся выбрали отрицательный ответ. На вопрос: « дружба это главное?» 55% опрошенных ответили положительно, а 44.9% считают, что не во всех ситуациях дружба является главной. 50%считают «подлинную дружбу редкой» иногда, а 49% считают подлинную дружбу редкой, но всего лишь 1% не считают подлинную дружбу редкой. В нашей стране мальчики и девочки воспитываются в школьных учреждениях совместно и совершенно одинаково считают, что нужно заботиться о сохранении дружбы. Наверное, каждый хочет иметь много друзей, но ни каждому удается обзавестись ими у 98.24% , опрошенных, друзей много, по их мнению, а лишь 1.76% имеют не очень много друзей. Нужно ли заботиться о сохранении дружбы? Да.-100% Возможна ли дружба между девочкой мальчиком? Да.-99.% Нет.-1% Как ты думаешь дружба, это главное? Да.-55.% Смотря, в каких ситуашиях-44% Нет-0.1% Считаешь ли ты подлинную дружбу редкой? Да.-49.% Иногда.-50%. Нет-1% Много ли у вас друзей? Да.-98%. Нет, не очень.-1.76%. 98.1% учащихся на вопрос: «Нужна ли дружба вообще?» ответили положительно, а 1.9% считают, что дружба важна не всегда. Меня очень обрадовало, что 94.64% учащихся дружат со всеми без исключения, а 3.6% дружат только с нужными им людьми, а 1.76% еще об этом не задумывались. Мы рассмотрели важнейшие закономерности дружбы, стараясь всюду, где только можно, опираться не на общие рассуждения, а на строгие факты науки. Рационально объяснить дружбу – значит свести ее к каким-то утилитарным, нормативным соображениям. Наука обязана делать это. Но при этом остается как раз та нерассуждающая самоценность, в которой нравственное сознание усматривает самую сущность дружбы. Противоречие существует уже на уровне обыденного сознания. С одной стороны, мы говорим, что необходимо знать своих друзей, не бояться указывать им на недостатки. С другой стороны, моральный кодекс дружбы осуждает взгляд на друга со стороны, обсуждение его характера, внутреннего мира и своих взаимоотношений с ним с посторонними и тем более манипулирование его личностью. Отношение к другу как к вещи этика считает безнравственным, приписывая дружбе абсолютную, самодовлеющую ценность. В дружбе эти свойства выражены особенно наглядно. Как моральное отношение дружба возникает лишь после того, как межличностная связь перестает считаться простым проявлением эмоционального влечения, социальной обязанностью или результатом рационального расчета. Ни влечение, ни ритуал, ни расчет не перестают от этого существовать и не утрачивают своего автономного значения. Однако они подчиняются теперь более высоким нравственным соображениям, совмещаются с понятиями долга и добродетели. Отныне «настоящая дружба» становится эталоном, по которому оцениваются все реальные личные отношения. Как бы ни варьировался этот эталон в разных обществах и у разных классов, в нем всегда представлены такие личности константы, верность, независимость от ситуативных соображений.