Найти тему
Наш край

Походная Георгиевская церковь 160 Абхазского пехотного полка во второй половине XIX в.

Оглавление

Дореволюционная история гомельских церквей освещалась в Могилевских Епархиальных Ведомостях, Памятной книжке Могилевской губернии [1], трудах Виноградова Л., [2], Жудро Ф., Сербова И., Довгялло Д. [3]. С конца XX в. значи­тельная роль в освещении означенной темы принадлежит церковному краеведению. Следует отметить работы выпускников Мин­ской духовной семинарии по церковной истории региона: Новик Е. [4], Дубяго В. [5], Губаревича Р. [6], Прищепова Г. [7], Пшенко Г. [8], а также доцента Минской Духовной Ака­демии Слесарева А.В. [9]. Историю гомель­ских церквей изучала гомельский историк Ященко О.Г. [10], архитектурные особенно­сти церквей исследуют академик Локотко А.И. [11], Морозов В.Ф. [12], Малков И.Г. [13], Маликов Е.Р. [14].

Для создания архива Гомельской епар­хии была образована Церковно-историче­ская комиссия. На базе личных архивов ее членов создаются книги по истории прихо­дов региона. Автором статьи установлено, что до 1914 г. на Гомельщине действовали 173 православные церкви [14; 15]. 15 гомель­ских церквей классифицированы в предыду­щих исследованиях [16; 17]. История право­славия Жлобинского и Рогачевского районов освещается в (13) книгах Потапова В.А. и Шуканова Н.А., в (5) книгах семьи Шеста­ковых исследуются церкви Гомельского района [14]. В серии «Духовное наследие Гомельщины» изданы книги Цыкунова С.В. «Исторические сведения о приходах Гомель­ской епархии» [18]; Цыкунова С.В. и Козло­вой Н.Н. «Чонский монастырь. История и судьбы» [19], готовится к выпуску «Скитковский монастырь» Ананьева А.А. [14]. В числе неисследованных церквей регио­на — походная Георгиевская церковь (Канце­лярия Главного Священника Армии и Флота) 160 Абхазского пехотного полка. Цель дан­ной работы: на базе выявленных архивных документов воссоздать историю указанной церкви.

«Кавказский» период

Одновременно с формированием 160 Абхазского пехотного полка 6 ноября 1863 г. была основана поход­ная церковь. Именно тогда полк получил свое название, отличившись при покорении народов Северного Кавказа: адыгов, абха­зов. Полк также отличился в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., при покорении мощных крепостей Карса и Эрзерума (также уча­ствовал в Русско-японской войне 1904­-1905 гг.) [20, л. 2].

С 1863 г. церковь находилась в городе Могилеве, в каменном здании Борисоглеб­ской церкви, что подтверждают сохранив­шиеся метрические книги полка [20, л. 5-7]. Антиминс для нее, во имя Св. Георгия Побе­доносца, был освящен Евсевием, Архиепи­скопом и Экзархом Грузии 15 декабря 1863 г. [20, л. 9,57]. На его приобретение было вы­слано 3 рубля 50 копеек серебром в г. Влади­кавказ, согласно документу, подписанному Стефаном Гумилевским, членом Святейше­го Правительственного Синода, Главным Священником армии и флота, протопресви­тером и кавалером. Документ также заверен Благочинным 40-пехотной дивизии 5 Кутаис­ского полка (в состав которого входил 160 полк) Николаем Гиацинтовым [20, л. 113]. Этот антиминс упоминается в описях цер­ковных вещей и оценивается как достаточно прочный до 1911 г. [20, л. 2; 21, л. 5; 22, л. 30].

Богослужения в церкви совершал воен­ный священник, приписанный к 160 Абхаз­скому полку: в ней служили в 1863-1886 гг. — Феодор Михайлов [21, л. 90,111-118, 125, 133, 160, 165]; в 1886-1901 гг. — Иоанн Сте­фанович Яроцкий (с 1897г. — вторым священ­ником) [21, л. 6, 59, 60]; с 1897 по 1917 г. — Павел Иоаннович Горанский [21, л. 47; 22, л. 2; 23, л. 3, 12]. Выявлены послужные спи­ски И. Яроцкого [21, л. 59] и П. Горанского [21, л. 6].

Послужного списка Ф. Михайлова вы­явить в НИАБ не удалось, установлено толь­ко, что он родился в 1818 г. [21, л. 1]. Ниже­приведенное описание принадлежащих ему церковных вещей с надписями — креста и епитрахили — характеризует его как истин­ного пастыря «…в ризнице, на видном ме­сте …находится медно-высеребренный ста­рый крест. Как свидетельствует надпись на обратной стороне креста, 6 ноября 1877 г., при штурме Арабов-Тавия (главного форта крепости Карса) крест два раза был выбит из рук полкового священника Феодора Михай­лова … у которого при этом в 2 местах про­стрелен епитрахиль; а сам он ранен и конту­жен в левую руку; крест поврежден в 4-х местах…» [20, л. 5-7]. Следовательно, свя­щенник в решающие моменты боевых дей­ствий находился с солдатами полка. Указан­ные вещи были особо почитаемы и бережно хранились военными полка и прихожанами церкви и присутствуют в описях ризничных вещей до 1911 г. [20, л. 11; 21, л. 9+об.; 22, л. 59+оборот]. К притчу, кроме священника Ф. Михайлова, относились полковой церков­ник, унтер-офицер 160-го Абхазского полка Андрей Палостров и церковный староста капитан А. Стуков [20, л.10].

Архивные документы сохранили опись церковного имущества походной церкви, вы­данной в 1864 г., за собственноручной под­писью строителя церкви, инженера военной Бобруйской дистанции, полковника Кюстера. Главная и ризничная опись церкви включала в первой части: алтарь, предалтарный ико­ностас и иконы, иконостас и иконы в прочих местах храма; иконы притвора; лампады, подсвечники. Во второй части имелись: 6 Евангелий; 7 напрестольных крестов, свя­щенно-служебные сосуды: дарохранитель­ница, кадила, стихарь; блюдца; сосуды для водоосвещения. Отдельно описаны 5 риз; облачения священника и диаконские.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!

В ее третьей части описаны 250 книг на­зидательного и религиозно-нравственного содержания; а также билеты сохранной каз­ны и хозяйственные документы [21, л. 182­183]. Следовательно, для походной церкви утвари было достаточно, что утверждается в документах вплоть до 1911 г. [20, л. 30; 21, л. 34]. До настоящего времени в НИАБ до­статочно сохранились следующие докумен­ты: «Наставление в преподавании Закона Божьего» [21, л. 177-178]; «Порядок наблю­дения литургии» [21, л. 174+оборот, 175, 176]; «Указ святейшего правительственного Синода от 21 марта 1780 г. «О покаянии» [21, л. 180-182]; «Обязанности супругов, приняв­ших крещение» [21, л. 165+обор]; «Чин о присоединении иноверцев к православию» [21, л. 127]. Воинские победы солдат и офи­церов 160 полка были высоко оценены, о чем свидетельствует «Рескрипт его импе­раторского Величества, императора Алек­сандра», подписанный в Царском Селе в 1864 г. «по окончанию многолетней вой­ны, вследствие присоединения Кавказа сле­дует: учредить особый крест во имя покоре­ния Кавказа и его непокорных племен; для особо отличившихся в военных действиях необходимо учредить особую медаль; умень­шить срок службы для нижних чинов, посту­пивших на службу до 8 сентября 1864 года, с 20 до 15 лет; всем, кто отслужил в полку 15 лет, разрешить выход в отставку; умень­шить срок полевой службы до 15 лет, внут­ренней — до 7 лет» [21, л. 136]. В деле име­ется портрет императора Александра [21, л. 126].

Православные должны были причащать­ся минимум раз в год, за установленным правилом следил полковой священник, о чем свидетельствуют подлинные исповед­ные ведомости, представляемые в Духовное управление Благочинному 40-пехотной ди­визии, копия сдавалась в церковный архив [20, л. 30]. Сохранившиеся ведомости за 1864, 1901, 1907, 1908, 1910 гг. воссоздают фамильный, количественный и возрастной состав полка, иерархию военнослужащих. В Святую 4-десятницу 1864 г. исповедова­лись и причастились 2889 человек, среди них жены и дети военнослужащих. Первыми причастились священник Ф. Михайлов (46 лет) и командир полка Романов Федор Александрович (45 лет); затем — 116 офице­ров: полковники, подполковники, 5 майоров, 3 капитана, 4 поручика, 2 подпоручика; также унтер-офицеры, прапорщики, фельдфебели, рядовые, оружейники, денщики, плотники, кузнецы, надзиратели, лазаретные служите­ли, писари, фельдшеры, цирюльники. При­чем отдельно отмечается, что из них 95 че­ловек нестроевых [21, л. 1-66].

Количественный состав полка менялся, причем учитывались и военнослужащие, их жены, дети, нестроевые; отдельно выделя­лись инославные. Так, в 1901 г. насчитыва­лось — 1580 [22, л. 29, 33], в 1907 г. — 2493, в 1908 г. — 2004, 1910 г. — 1677 человек [24, л. 18, 20]. Метрические книги с 1864 г. сооб­щают ежегодное количество родившихся, крещенных и погребенных в полку. Так, в 1895 г. были крещены 23 человека, погре­бены — 47 человек; осуществлено 6 таинств венчаний [25, л. 80-90], в 1899 г. — родились и крещены 22 человека, венчаны — 4, погре­бены — 9 человек [26, л. 152].

Полковой священник Ф. Михайлов внима­тельно следил за соблюдением христиан­ских обрядов и постов, что подтверждает ра­порт № 2482 о говении полка в станице Хабальская, составленный Благочинному сороковой пехотной дивизии Н. Гиацинтову [21, л. 135]. Большое внимание уделялось нравственному облику солдат и офицеров. В случае нарушения христианских запове­дей налагалась епитимья, в частности «за прелюбодеяние рядовому Клементьему Андрею и майору Самойловичу», затем «вследствие покаяния майора Самойловича за прелюбодеяние с женой писаря епи­тимья ему была снята» [21, л. 110,114-118].

Часто начальники станиц, где распола­гался полк, подавали рапорта клирикам с просьбой о заключении брака. Священник Ф. Михайлов выдал разрешение на заключе­ние брака следующим военным: унтер-офи­церу Себастьяну Яковлеву на брак с вдовою казака из казачьей станицы Устиньей Тихо­новой [21, л. 90]; поручику Владимиру Семе­нову разрешение на брак с вдовой казака И. СтроковаНатальей [21, л. 94]; разреше­ние на венчание С. Шелубченковой с рядо­вым — С. Нетылькиным [21, л.96]. Следова­тельно, неукоснительно соблюдался закон «военные, вступавшие в брак на основе благословения родителей, должны были пе­ред венчанием получить разрешение и бла­гословение полкового священника» [21, л. 166]. Таинства венчания согласовывались со «Сводом гражданских законов о ново­брачных».

В полку серьезно относились к чистоте православия, в переписке священника с Обер-прокурором Св. Синода отмечено: «следует обратить внимание на стойкое стояние в вере» [24, л. 45-47], «с 1897 г. отдельно выделяются иноверцы: 147 евреев и магометан, инославных — 316; раскольни­ков, беспоповцев и сектантов — 32, то есть всего неправославных — 485 [24, л.12]». Кон­фессиональные перемещения осуществля­лись в соответствии с Уставом Святейшего Синода «О принятии в христианство иновер­ных» [20, л. 56-58]. Они были проведены со­гласно поданным рапортам: о переходе из старообрядцев в православие рядовых Андрея Васильева, Кузнецова Лазаря [21, л. 9 и об., л. 10 и об.], Стефана Фролова, Вилисова Андрея, Ананьева Семена [21, л. 34, 44]. Документы свидетельствуют о том, что из магометан в православие перешли Зайдулла Мустафинов, Галактион и Никита Чухманцевы [21, л. 10,12 и об.,13]. Два ун­тер-офицера перешли из католицизма в православие: С. Шибутович [23, л. 15] и А. Тышкевич [21, л. 97].

Продолжение статьи читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.