В картине «Лень» (другая версия — «Итальянская ленивица») французского художника Жана-Батиста Греза помимо ее явного «ленивого настроения» можно увидеть политическую отсылку на Италию, которая в 18 веке стремительно теряла позиции, в том числе и в искусстве.
На картине изображена сонная девица, держащаяся за живот, с уставшим, ленивым выражением лица. На полу раскидана обувь, посуда, сама девушка небрежно одета, что отсылает к теме пьянства и распущенности. Картина навевает тоску, и желание зевнуть. Это погружение в сон и есть метафора, в которой заключена сатира на извечное соперничество между Францией и Италией.
Французы в 18 веке особо любили критиковать Италию, что ее время осталось в прошлом, а эпоха в живописи давно закончилась, подобно тому, как исчезли другие мировые культуры — Античного мира или Персии.
Изображение флегматичной и неряшливой девушки — это состояние итальянцев в истории, какими их видят французы.
Картина Жана-Батиста Греза была представлена публике во времена, когда общество активно полемизировало: «нужно ли учиться в Италии?» Итальянских художников тогда старались всячески принизить. Иногда вместо них жертвами становились голландцы.