В ветхозаветной книге Бытия описывается странное видение Иакову таинственной лестницы, которая соединяет землю с небесами. Церковь этот образ трактует однозначно: лестница символизирует Богородицу, через Которую Господь сошёл на землю ради спасения всех людей.
В Евангелии немного говорится о Деве Марии — описаны лишь главнейшие события её жизни, и то кратко. Однако прочие подробности позволяет узнать церковное предание, включающее древние сказания, исторические сочинения на церковные темы, тексты церковных служб. Поэтому кое-что о жизни Богородицы, в частности, о её рождении, известно.
Иоаким происходил из рода царя Давида, Анна, его супруга, — из рода первосвященника Аарона, старшего брата Моисея. Они жили праведно, соблюдали все заповеди, две трети своих доходов раздавая нуждающимся и жертвуя на храм, однако оставались бездетными. Шло время, Иоаким и Анна уже были немолоды, а радости в их жизни всё не случалось. Соседи косо посматривали на них, ведь отсутствие детей у иудеев считалось наказанием за грехи. Дошло даже до того, что однажды священники в Иерусалимском храме отказались принимать у Иоакима жертву в честь большого праздника. Его прогнали, обвиняя в страшных грехах.
Иоаким сильно опечалился, однако не стал роптать на Бога, а удалился в пустыню, где паслись его стада, и стал горячо молиться, прося Господа послать им долгожданное чадо. И вдруг ему явился ангел, который сообщил благую весть. В это же время Анна была у себя в саду и тоже просила о чуде. Перед нею также возник ангел, возвестив, что у них вскоре родится дочь. Оба супруга направились в Иерусалим, где встретились у Золотых ворот и рассказали друг другу произошедшее с ними.
А затем в положенный срок у Иоакима и Анны действительно родилась дочь, Которую назвали Марией. Родители так обрадовались рождению чада, что пообещали посвятить дочь Богу.
Впервые о празднике Рождества Пресвятой Богородицы, который сегодня мы празднуем 21 сентября, упоминается у святого архиепископа Константинопольского Прокла, жившего в пятом веке. Этот праздник с древних времён известен не только в православии, но и в других ветвях христианства. Считается, что официально его утвердил Византийский император Маврикий.
В народе с этим днём связано много традиций и обрядов. В деревнях это время называли Госпожинки, и было оно приурочено к сбору урожая. Чем обильнее он был, тем масштабнее устраивали праздники, на которые собирали всех родственников. В тех же селениях, где были храмы, посвящённые Рождеству Пресвятой Богородицы, проходили ещё и ярмарки с разнообразными гуляньями.