Итак, вернёмся к нашим шаманам.
Шаман в культуре - посредник между мирами, то есть - медиум.
Он - голос духов, голос иных (горних или подземных) миров.
Медиум в культурной матрице - творческий человек: поэт, художник, музыкант.
Но только рок-музыкант выглядит самым шаманским образом!
Присмотритесь:
Пифия в клубах ядовитых испарений и рок-певец в облаке дыма (поэтому так харизматично выглядят курящие на сцене фронт-мены!);
африканский шаман, притоптывающий несколько часов в изнеможении, вызывая дождь, и Джимми Пейдж, поливающий потом свою волшебную гитару;
шаманы Амазонки, выпившие галлюциногенный отвар для общения с мёртвыми, и рок-певцы, опьянённые, находящиеся в "изменённом состоянии сознания" благодаря разнообразным веществам или же только одной эйфории своего выступления;
дух овладевает поющим якутским шаманом, и разве нельзя сказать, что поющий рок-певец тоже выглядит "одержимым" (кружась с бубном и гитарой, поливая толпу алкоголем и мочой, швыряя в зрителей обломками музоборудования и живой курицей, обнажаясь и поджигая рояль)?
Можно вспомнить несколько особенно экстатических солистов, способных и гитару расколотить (Игги Поп, Курт Кобейн), и со сцены свалиться (Элис Купер), и животному подвернувшемуся голову откусить (Оззи Осборн).
Шаманы, как известно, бывают белые и чёрные.
Белые шаманы могут посещать все области трёх миров: небеса, срединный мир и подземный-нижний мир.
Чёрные шаманы слабее и небеса им недоступны, они имеют дело лишь с духами нижнего мира.
Если мы продолжим искать аналогию с рок-музыкантами, то быстро распределим их по категориям: это чёрные "готик"-группы и мрачный металл, а это - светлый возвышенный фолк и милый романтичный рокопопс.
Вот представитель светлых сил - Борис Гребенщиков признаётся в своём "Таможенном блюзе":
На юге есть бешеный кактус,
На севере – тундра с тайгой;
И там, и сям есть шаманы, мама,
Я тоже шаман, но другой –
Я не выхожу из астрала,
А выйду – так пью вино;
Есть много высоких материй, мама,
Но я их свожу в одно.
видео с сайта YouTube
Конечно, рок-шаманство не ограничивается только лишь трансом, юродством и судебными исками постфактум.
Ведь у рок-шамана не только "три руки", которыми он вытворяет разные бесчинства на концерте, но и высокая миссия говорить правду в самое тёмное время и предупреждать об опасности.
И тогда мы видим рок-певца, который не ограничивается лишь разрушением музыкальных инструментов, декораций и саморазрушением посредством тех самых "разнообразных веществ", ему этого мало!
Уже ему кажется, что он готов разрушить прогнившие человеческие ценности и целые государственные "системы", готов свергать диктаторов и останавливать войны!
Но, такие шаманы, как правило, живут не долго...
Клуб 27 - пример тому.
Но об этом печальном клубе мы поговорим в другой раз,
а сегодня давайте вспомним самых сильных белых и чёрных рок-шаманов!