Найти тему
Владимир Зима

Что такое организация

Чтобы ответить на вопрос о том, что побуждает компании к изменениям, сначала нужно разобраться с тем, что такое изменения вообще и что такое организация.

По моему мнению, это любые события, которые нарушают привычный уклад. То есть, изменением является как объединение компаний, так и перенос галочки в интерфейсе рабочей программы. Причем, перенос галочки, для многих сотрудников будет гораздо более серьезным изменением, чем объединение компаний.

А для того, чтобы разобраться в причинах изменений, придется сделать огромное предисловие.

Что такое организация

Как бы ни старались «механизировать» организацию, пытаясь представить ее бездушной машиной, она все равно остается проекцией человека. Ибо создана по его образу и подобию. По этой причине, организация обладает как логикой, так и собственной эмоцией.

Логика организации заложена в ее регламенты, системы, правила. А эмоция – в идею.

Конечно, можно поспорить, заявив о том, что далеко не каждый бизнес создан «идейно». Однако, даже организация, которая давно про свою идею забыла, все равно была создана ради чего-то. И пока она выполняет свое предназначение, она живет.

Система

А теперь, посмотрим на организацию, как на систему.

К сожалению, системные модели сложны и многомерны. Поэтому описать их «простым» языком в рамках небольшой статьи не так просто. Но, попробую.

Любая система состоит из множества взаимосвязанных элементов, объединенных некой целью. Которая может быть очевидна, а может быть и скрыта. Но, в основе своей, она будет иметь выживание – сохранение способности достижения основной цели своего создателя (собственника).

А выживание, само по себе, определяется связью с надсистемой: рынком, инвестором, финансовой системой, государством и т.п. Если компания не выполняет их требования, то она погибает. Например, не предоставляет покупателям товар достаточного качества или не выполняет требования государства, а зачастую и коррупционные требования. В этом случае, она просто уступит свое место другой, более гибкой, компании.

Если же система вовремя и правильно реагирует на изменяющиеся требования надсистем, то она продолжает жить. В нее продолжает поступать энергия. В случае, когда мы обсуждаем бизнес – деньги.

Конфликт

Изначально в любую систему заложен конфликт.

Например, если вы покупаете какой-либо товар у торговца, то возникает система. В ней будет два очевидных элемента – вы и торговец. Естественно, что ваша цель купить дешевле, а его – продать дороже. Но, ради выполнения основной цели этой системы – совершения обмена, и вы и торговец идете на компромисс, балансируя свои цели. Вы делаете договоренность о покупке, тем самым создавая системную связь. И насыщаете эту связь энергией, передавая деньги и товар.

Обратите внимание, что выживание и ваше и торговца зависит от способности находить компромисс. Правда, на высококонкурентном рынке, на бОльшие жертвы все-таки, придется идти торговцу.

Точно такая же связь возникает между любыми подразделениями компании, между компанией и сотрудником, между руководителем и подчиненным. И в каждом случае, есть конфликт.

Этот конфликт и является главным акселератором развития. Если, конечно, правильно его использовать.

Гибкость системы и кризисы

Система – это не только элементы, но и связи между ними. Именно состояние связей влияет на гибкость системы. И на ее способность к выживанию.

Возьмем жестко структурированную компанию, в которой нельзя нарушить правила. В нее обращается покупатель, который просит большую скидку на большую закупку. Но сотрудник, который ведет сделку, не имеет полномочий для ее предоставления. А так же, не имеет права обратиться к руководству за одобрением. Что произойдет с системой «продавец-покупатель»? В случае если на рынке есть альтернатива, покупатель уйдет.

А с системной точки зрения это будет выглядеть так: каждый элемент сверх упорядоченной системы направляет всю свою энергию в поддержание связей. То есть, сотрудник действует только по регламенту. И соответственно, не имеет права на принятие самостоятельного решения. За счет этого, связь с внешней системой разрывается.

Рассмотрим противоположный случай. Сотрудник имеет полную свободу действий. То есть, связь между сотрудником и компанией минимальна. И он, действуя в интересах клиента, отдает товар бесплатно (или дает огромную скидку). Компания, как система, не насыщается достаточной энергией и распадается.

Первый случай, с точки зрения системности, будет являться кризисом порядка. В этом состоянии система упорядочивается настолько, что не может удовлетворять внешние требования. Вся энергия системы при этом сосредоточена в связях.

Второй случай – это кризис хаоса. При нем вся энергия сосредоточена в элементах. И за счет этого, система теряет свою целостность (например, если компания недостаточно регламентирована, она часто распадается на несколько компаний, каждую из которых возглавляет бывший сотрудник).

Потребность в изменениях

И кризис порядка, и кризис хаоса могут привести к гибели системы.

Акционеры и топ-менеджмент компаний, не углубляясь в систематику и даже не имея о ней представления, получают информацию о движении компании в сторону упорядочивания или хаоса.

Они оценивают симптомы. Такие как, финансовый результат, исполнительская дисциплина, отзывы клиентов и многое другое. Собственно, успешные предприниматели – это, как правило, люди, обладающие высокой системностью и скоростью мышления. Они быстро распознают движение системы в ту или иную сторону. Правда, зачастую они не снабжены достаточной методологией, чтобы объяснить даже самим себе, почему они приняли то или иное решение.

И именно это чувство вызывает потребность в изменениях. Либо акционеры понимают, что теряют контроль над системой. Либо, что система теряет связь с рынком. Тогда и принимается решение о внедрении изменений.

Причем, в различные моменты изменения нужны разные. Иногда требуется структуризация и регламентация. А иногда, наоборот, нужно ослабить регламенты и дать системе шанс на развитие.

Инициаторы изменений

Кстати, инициированы изменения могут быть в любой подсистеме компании. Однако, пока не будет принято решение акционером, изменений в рамках бизнеса не будет. Мало того, инициатор, не сумевший доказать свою эффективность собственнику, будет изо всех сил выжиматься системой. Бунтарей одиночек любят только в книгах и фильмах. Поэтому, источником решения об изменении должен быть только собственник.

Именно поэтому я с удовольствием учу собственников системному мышлению и диагностике бизнеса. Это дает им возможность действовать более осознанно.

Причины изменений

Теперь, когда мы разобрались в системных причинах изменений, можно уделить внимание тому, как сами собственники объясняют себе их необходимость.

Как правило, изменениям способствуют два мотива: беспокойство по поводу контроля над системой и стремление достичь большего результата. Таким образом, изменения инициируются обычными человеческими эмоциями – страхом потери и стремлением к достижению.