Найти тему

Письма немецкого солдата, ноя-дек 1942

Всем привет!

Военный дневник Лотара Грубера, солдата вермахта, мы изучили здесь.

Теперь почитаем некоторые наиболее интересные на наш взгляд отрывки из сохранившихся писем, которые он писал своей девушке. Первые из имеющихся писем датированы ноябрём 1942 года, с них и начнём.

7.11.42

Моя дорогая ….

Наконец-то я снова могу сесть и написать тебе письмо. К сожалению, раньше не было времени. Мы тут многое пережили. После четырехдневной поездки на поезде нас разгрузили на полпути. По дороге наш поезд должен был дважды взлететь в воздух, но этого не случилось. В первый раз с рельсов сошли восемь вагонов. А во второй раз мы вовремя заметили подрыв полотна. И вот мы уже второй день в пути. Нас направили в район Холма для борьбы с партизанами. К сожалению, сейчас у меня слишком мало времени, чтобы написать тебе об этом более подробно. Постараюсь исправить это в следующий раз. Сейчас уже 12 часов ночи, и это первая ночь, когда мы можем немного поспать, с тех пор, как мы в пути.

Вагоны немецкого состава, сошедшие с рельс, 1942
Вагоны немецкого состава, сошедшие с рельс, 1942

8.11.42

Моя сердечно любимая …

Сейчас восемь часов утра, и я сижу перед радиостанцией. Я должен выходить на связь со своим корреспондентом каждый час. А между делом у меня есть время написать тебе письмо. Конечно, я воспользуюсь этим.

Моя дорогая ..., хоть мы сегодня снова на новом месте, у меня всё хорошо. Люди здесь очень дружелюбны и все за одного. Местность тут почти не почувствовала войны. Кругом много партизан, которые крадут скот у населения. И оно радо, что мы сейчас здесь. На завтрак у меня было молоко и жареный картофель. На обед куриный бульон и жареный картофель. Это здОрово. Жаль, что нам нужно отсюда уходить. Мы тут временно расквартированы и завтра уйдём. Здесь можно жить. Мы размещены в домах, у нас тепло. Так можно хорошо миновать зиму ...

12.11.42

Моя дорогая …

Сейчас час ночи. Сегодня дежурю на узле связи. Поскольку в это время делать особо нечего, так как командиры всё равно спят, я могу написать тебе письмо. Это моё любимое занятие. Особенно, когда всё так тихо, как сейчас, и меня ничто не беспокоит. Все мои мысли только о тебе, моя дорогая. Что ты сейчас делаешь? Может быть, тебе сейчас снюсь я, или чудесные и незабываемые мгновения, которые мы проводили друг с другом. Надеюсь, англичане не беспокоят вас, иначе пусть их заберут черти.

Моя дорогая... Когда я вспоминаю эти прекрасные мгновения, я почти не могу перенести тоску. Больше всего я хочу сбежать отсюда и вернуться к тебе, моя дорогая. Если б это было возможно, я бы давно уже вернулся к тебе, но это слишком опасно. Даже если бы у меня это получилось, я не мог бы быть с тобой долго, и тогда вообще всё было бы кончено. Давай, всё-таки, терпеливо ждать, пока нам повезёт встретиться снова. Пусть это и непросто. Да, если бы мы могли делать всё так, как хотим, то всё было бы хорошо. Но и эта война подходит к концу, и даже американцы не смогут помешать нашей победе. Как только война закончится, для нас наступит время, прекраснее которого ещё не было. Моя любимая ... Я бы служил в армии ещё лет 50, если бы только мог быть с тобой или хотя бы поблизости.

17.11.42

Моя дорогая…

Посылаю немного шоколада. К сожалению, не целую плитку, а только 2/3. Порадуешься хоть немного ...

Сегодня опять идёт снег, но не холодно. Зима приходит медленно. Ну, у нас сейчас хорошее и тёплое жильё. Можно жить...

Больше всего я хочу, чтобы ты была со мной, или я с тобой. Но до этого ещё не скоро, пройдут ещё многие месяцы, если не 3-4 года. Но война не будет длиться так долго.

Дорогая..., если всё будет идти, как сейчас, я смогу приехать в отпуск в июне или июле. ...

19.11.42

… Мы всё еще в той же деревне в ожидании дальнейших приказов. Сегодня утром мы получили зимнюю одежду. Отличный и тёплый костюм, пара больших рукавиц из овчины, пара отличных войлочных сапог, большое пальто, тёплые нарукавники, и комплект тёплого белья. Пускай теперь приходит зима. Уже холодает, но не сильно. Сегодня было холоднее и шёл снег. Скоро снег не заставит себя ждать. По крайней мере, было так холодно, что дождя уже нет. Поэтому дороги затвердели и стали проходимыми …

…Твои письма значат бесконечно много, особенно когда находишься в таком жалком и мрачном месте. Но не только здесь, нет, даже в самых красивых частях Германии или Франции, твои письма всегда будут дороги и приятны…

21.11.42

К сожалению, у меня сегодня не так много времени, но достаточно для небольшого письмеца. Мы ведём большие строительные работы, которые должны быть быстро закончены. В остальном, у меня всё в порядке, надеюсь, что и у тебя, моя дорогая, тоже. По радио сейчас идёт "Вернись". Сегодня вечером будет отличная программа. Мы настроили Белград. Ждём трансляции "Пожелай себе что-нибудь из Белграда". Отличная штука!

26.11.42

Моя дорогая…

Сегодня я, наконец-то, могу написать. Прости, пожалуйста, раньше было вообще никак. Мы снова передислоцировались, два дня были на марше. Расположились в небольшой деревне, и должны укрепиться. В основном, против партизан, но и против регулярных частей тоже. Пока что тут вполне терпимо. ... С радостью прочитал, что у тебя всё в порядке. О себе могу сообщить то же самое. Я всегда здоров и весел. Теперь мне интересно, сможем ли мы остаться тут хотя бы на Рождество. Здесь можно было бы хорошо отпраздновать. Надеюсь, нам повезёт ...

Моя любимая ...У нас тут шёл довольно сильный снег, но ещё достаточно тепло. Снег сразу растаял. Опять всё в грязи, и мы хотим, чтобы снег не таял, пусть исчезнет грязь.

Марш на Холм, 1942 ноябрь
Марш на Холм, 1942 ноябрь
Немецкая колонна на пути в Холм, ноябрь 1942
Немецкая колонна на пути в Холм, ноябрь 1942
Немецкая колонна на пути в Холм, ноябрь 1942
Немецкая колонна на пути в Холм, ноябрь 1942

6.12.42

Моя любимая...

Сегодня уже второе предрождественское воскресенье и мы закалились в боях. Пожалуйста, извини, что пишу только сейчас, но раньше у меня не было времени. Дорогая ..., большое спасибо за твои письма от 21, 23, 24 и 26 ноября. Мне вчера было очень приятно, когда мы получили почту. Это было впервые с 27.11.

Дорогая ..., хочу рассказать тебе, как у нас идут дела в последнее время. 27 ноября я должен был поехать в ремонтную роту, чтобы получить новую радиостанцию. 28 ноября по пути назад вечером я встретил своих товарищей. И мы были в пути до вечера 30 ноября.

Утром 1 декабря в 6:45 началась наша первая атака. Дорогая ..., как раз в тот день все мои мысли были только о тебе. Как было бы хорошо, если бы мы могли провести твой день рождения вместе. Но, к сожалению, это было невозможно. С утра и до 6 вечера мы наступали и занимали один нас. пункт за другим. Настоящая радость, как русские бежали перед нами. К сожалению, было очень холодно, и нам пришлось ночевать на открытом воздухе без одеял и палаток. Это было терпимо, зимняя одежда хорошо держала тепло. Потом мы продолжили гнать русских. На 4-й день цель была достигнута. Мы были рады, так как смогли занять здесь бункер. Три ночи с метелью и на свежем воздухе, это не шутка. Русские изо всех сил пытались вернуть свои позиции. Но несли большие потери и не раз были отбиты. Они за 3 дня потеряли 30 танков. Теперь мы надеемся, что нас скоро сменят и мы проведём Рождество в спокойной обстановке или, так или иначе хорошо. ... Как сейчас было бы хорошо, если вместо холодного бункера, где нет печи, я мог бы быть с тобой где-нибудь в тёпленьком местечке. Сидеть вечерком со свечами и целоваться под красивую радиомузыку. К сожалению, это не так. ...

Моя дорогая ..., с возмущением мы прочитали о дерзкой подлости Томми. Надеюсь, что они появляются нечасто и с вами ничего не случилось. Просто сразу спускайтесь в подвал, потому что там намного безопаснее, чем наверху. Мне было бы страшно узнать, что с тобой что-нибудь случилось. Моя любимая ..., тебе не нужно беспокоиться обо мне. Я осторожен и, надеюсь, удача не покинет меня. Удача - это то, что нам здесь нужно больше всего. Ну, я вряд ли верю, что мне не повезёт, и я не переживу в отпуске величайшее счастье.

Дорогая ... надеюсь, трёхкилограммовая посылка не пропадёт. Будет жаль, если я не получу то, что вы экономите для меня ценой своих желудков. Это делает посылку, как минимум, вдвое ценнее. Посмотрим, дойдёт ли она.

Моя любимая ..., сейчас уже 9 часов. Я прерываюсь. Только что закончил есть. Наша кухня находится примерно в 8 км позади нас, и дорога к ней просматривается противником. Поэтому обед всегда приходит вечером. Сегодня опять был даже пудинг ...

18.12.42

Переезд был отличным, и я вечерком снова сижу за столом. Дорогая ..., хочу рассказать, как мы провели последние дни. После того, как сапёры взорвали нам дыру в земле и выкопали её, мы приступили к возведению нового жилья. Из досок толщиной около 3 см мы построили небольшой дом. Он имеет 3 м в длину, 1,80 м в ширину и 1,70 м в высоту и вмещает трёх человек с двумя радиостанциями. Снаружи законопатили сеном, соломой и землёй. Внутри развесили одеяла и полотнища брезента, чтобы в помещении сохранялось тепло небольшой печки. Рождественское настроение нашему дому придают рождественские венки и еловые лапы. Если мы сможем остаться тут на праздник, это будет что-то совершенно особенное по сравнению с тем, что было у нас до этого. Здесь можно и отпраздновать, пока русские не беспокоят нас. Да, моя сладкая, здесь изучаешь все специальности. Мы сами строим всё, что нам нужно, и у нас почти всё есть. Лучше потратить пару дней на укрепление и оборудование позиции, чтобы иметь хорошее место для отдыха. Ну, моя милая, у меня есть и кое-что очень приятное. Наш оберлейтенант сказал мне вчера, что хочет отправить меня на учебные курсы. И я уже записан. Теперь командир полка решает, разрешить ли мне водить машину. Дорогая ... пожалуйста, держи кулаки, чтоб мне повезло. Тогда я бы приехал под Варшаву на целый квартал. Сейчас здесь самое холодное время года и провести его в казарме гораздо приятнее.

20.12.42

Русские сейчас ведут себя довольно тихо. Занимаются оборудованием новой позиции. Поэтому и у нас сейчас побольше покоя. Сокровище моё, это так прекрасно, сидеть вечером в нашем бункере. Снаружи тишина, и только вьюга воет свою вечную песню. В это время я всегда сижу за столом под скудным светом свечи, или на своей кровати, и тогда все мои мысли переносятся к тебе, моя дорогая. И это лучшее время дня. ...

... Заканчиваю на сегодня. Теперь надо идти дежурить и уже полчаса идет дождь. (Проклятая русская погода).

23.12.42

Моя любимая…

Вот остались всего сутки, и мы будем праздновать Рождество. Второе Рождество на русской земле, вдали от моих любимых и только в мыслях я с тобой. Пусть даже оно выглядит бедно и плачевно на фоне остальных, мы счастливы и восхищены подарками из дома и от нашего фюрера, которые делают праздник приятным. Так что это будет прекрасный и тихий праздник в кругу верных товарищей. И одновременно наш обет, отдать все силы, чтобы когда бы то ни было не позволить врагам Родины испортить этот праздник.

Моя дорогая..., сейчас мои мысли о тебе, а также о наших родителях. Я думаю, сейчас здесь это у всех солдат так. И прежде всего, горячее стремление к милому и домашнему счастью, которое ожидает нас дома. Тоска по тебе, моё единственное любимое сокровище. Мне кажется, я чувствую, что и ты в эти дни особенно думаешь обо мне.

27.12.42

... Прежде всего, огромное сердечное спасибо тебе за письмо от 16.12., сильно обрадовавшее меня. Он пришло в канун Рождества. Ну, дорогая моя ... мы очень мило отметили святой праздник. Мы получили сигареты, сигары, табак, ликёр и полбутылки шампанского. Кроме того, шоколад, штолле [это традиционные немецкие рождественские кексы с изюмом и миндалём], леденцы и печенье. Было много всяких хороших вещей, и мы отлично отпраздновали. Лишь тебя не хватало мне, моя сладкая. Но я мысленно выпил шампанского с тобой. ...

... К сожалению, нам не повезло, и пришлось в первый же праздничный день отправиться в путь. Сегодня воскресенье и стрелки часов показывают полдесятого. Этот марш довольно измотал нас, потому что дороги обледенели, и каждый день примерно по 30 км. Но это не может нас поколебать. Сейчас мы заняли очень спокойную позицию и расположились в большом хорошем бункере. Здесь мы будем праздновать Новый год. Есть только один недостаток: дорога до полевой кухни занимает полчаса. Ну, пусть будет маленькая прогулка. Был бы ещё правильный конвой…

Дорогая моя ... если мне повезёт, я могу быть на пути в Варшаву, когда ты получишь это письмо. Это было бы замечательно. Как прибуду туда, постараюсь изо всех сил попасть в Германию.

31.12.42

Моя любимая… да, я точно помню, как сказал, что на Рождество мы можем быть снова вместе. К сожалению, кое-что помешало этому. В армии почти всё нельзя предугадать наперёд. Надеюсь, мне повезло, что я ушёл с этих курсов, может я выиграл от этого больше. ...

... хочу надеяться, что Новый год принесёт нам много приятного. Но как бы то ни было, мы не ударим в грязь лицом и будем добросовестно выполнять свой долг, потому что осознаём, что должны нашему народу и любимому фюреру. Вера в нашу Родину и вера в наших любимых всегда дают нам силы, укрепляют нас и помогут нам победить.

Отрывки из писем Лотара Грубера за январь-февраль 1943 года здесь.