В июле 2018 инвестиции в производство текстиля, относительно внезапно, оказалась в топе сроков окупаемости вложений. На фоне позитивных движений со стороны Минпромторга РФ, и даже прогнозов ЦБ РФ, при прямой поддержке Кабинета министров. Ощутив ветер перемен, инвесторы, засучив рукава, взялись за работу. Однако, спустя полгода, источник добрых новостей иссяк, маятник выгодных вложений явно качнулся в другую сторону, причём с более значительной амплитудой.
Амплитуда колебаний госгарантий губительна для вложений
Для швейных фабрик, балансирующих на грани выживания в условиях серьёзной конкуренции с мировыми «дешевыми» брендами, нестабильность губительна. Инвестиции в новое производство итак не рекордные с точки зрения финансов, а тут ещё недостаток денег.
Это понимают все эксперты, даже те, что полгода назад давали оптимистические сценарии стабильного роста. При этом Денис Мантуров отметил: «Предприятия модернизируются, в легпром приходит частный капитал, мы до 2022 года зафиксировали условия и правила. Осталось скорректировать меры государственной поддержки».
Коррекцией занялась Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, лично. Для начала, наложив вето на невостребованные источники средств, в связи с истечением сроков, что серьёзно встряхнуло финансовый рынок России. Формально, руководитель Центробанка РФ имеет право призывать к дисциплине, но не за счет изъятия денег, даже в случае чрезвычайных ситуаций.
Напомним, их в стране было в 2019 году пять:
- Катастрофические наводнения на дальнем Востоке;
- Лесные пожары в Сибири;
- Патовая ситуация с жилищно-коммунальным хозяйством в Хакассии;
- Неурожай на Средней Волге;
- Переполнение реки Амур, опять же на Дальнем Востоке.
Как в этих условиях выглядело перераспределение помощи, и почему инвестиции в новое производствоумерли, хорошо видно на графике. Нам одним кажется, что Эльвира Сахипзадовна решила потрошить фонды, не имеющие отношения к чрезвычайным ситуациям? Посмотрите на динамику расходов:
- На государственные программы поддержки бизнеса средств не осталось уже к началу июля;
- Резервный фонд ликвидации последствий ЧС тоже исчерпан, поэтому – бинго! Теперь будем тратить резервный запас перераспределения средств;
- А вот средства из заначки для ликвидации последствий ЧС придержим.
С точки зрения перспективы развития бизнеса, позиция недальновидная. Схожая с «достижением» – успешным завершением многолетних переговоров по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО). Что поставило крест на развитии двух третей российской промышленности и 90% производителей текстиля.
Даже Антон Силуанов, не будучи оппонентом первой финансовой леди европейского истеблишмента, высказал осторожные опасения, заявив, что финансовый рынок, даже в стабильной России, может не выдержать резкого отключения инвесторов от подпитки государственных программ поддержки. Являясь министром финансов РФ, он оперировал размерами, суммами, а не процентными соотношениями, поэтому давайте глянем, как быстро усохли в решении проблем Дальнего Востока корни развития:
Полагаем, картина вполне красноречивая, резервы господдержки бизнеса были полностью истрачены уже в августе. На предпринимателей денег не осталось. Даже на субсидии.
Печальный взгляд Дениса Мантурова на заседании Кабмина понятен, текстильщики снова остались без субсидий, хотя ЦБ РФ радостно отчитался, что бюджет на будущий период Государственная Дума формирует с профицитом. Проигнорировав факт – инвестиционная привлекательность регионов упала ниже уровня 2002 года. Можно понять отчаянные попытки Виктора Евтухова прорваться на заседание Кабмина и повышенные тона в интервью собкору ВГТРК.
Возможно, ситуация изменится, Антон Силуанов об этом говорил прямо, намекнув на попытки завысить показатели отчётности, в реальности ухудшающие ситуацию. Инвестиционная привлекательность падает не только в легпроме. Правда, судя по всему ЦБ РФ не готов откупорить «кубышку» спонсирования улучшения инвестиционного климата в промышленности.
Надеемся, график, отражающий факт того, что инвестиционная привлекательность легкой промышленности пока чуть выше плинтуса, не является очередной констатацией падения в бездну.
Хотя отток иностранного капитала выше 60%, доля частных инвестиций близка к нулю, и с рынка субсидирования отрасли уходят банки.
Очевидны три момента:
- Правила игры для бизнеса и инвестора не должны меняться несколько лет, иначе все попытки привлечь в текстильную отрасль инвестиции окончатся крахом;
- Средства, выделенные для государственных программ поддержки бизнеса, не должны быть сиюминутным, «расходным кошельком» чиновников;
- Любое изменение в программах поддержки отрасли вызовет отток капитала, вплоть до замораживания строек, остановки модернизации и прекращения локализации текстильных производствна территории России.
Задача регулятора – инвестиционная привлекательность любой отрасли, завода и региона страны. Кто-то должен дать понять Центробанку, российский бизнес ждёт вменяемых действий, а не систематических банкротств банков.
К сожалению, по нашим законам никак не избежать самоуправства в расходовании бюджетных средств. На заседании кабинета министров Антон Силуанов очень эмоционально высказался по теме, предложив выделить Казначейство РФ в отдельную от ЦБ структуру. Нам кажется, минимум пять министров согласны с его точкой зрения, ведь без господдержки остались не только текстильщики.