Найти тему
Family Tree

Унесли…

Часто приходят вопросы про «золотой час» после родов — время установления первичного контакта мамы и малыша. Что будет, если по какой-то причине его пришлось нарушить и ребенка с мамой разделили. Насколько это страшно и как избежать последствий для формирования привязанности, грудного вскармливания и микрофлоры? Рассказывает врач-неонатолог, биодинамический краниосакральный терапевт Екатерина Гордеева.

В российских перинатальных центрах и роддомах есть рекомендации Минздрава о том, что, если роды прошли благополучно и мама с ребенком здоровы, в первые 2 часа после появления на свет младенец должен оставаться в контакте с мамой.  

Что происходит за первые часы после родов, если все хорошо?

В этот период малыш может спокойно уснуть и отдохнуть после тяжелых родов, ведь малыши спят глубже и спокойнее, ощущая присутствие мамы.

Если что-то с малышом не так, мама первая забьет тревогу и не будет потеряно драгоценное время. 

Малыш может в этот период выгрузить свой травматический опыт родов маме — поплакать и пожаловаться на то, как было тяжело. Выплакать эмоциональный стресс и не нести его с собой в дальнейшую жизнь.

Ребенок, в первые часы приложенный к груди, получает необходимое молозиво и одновременно с ним мамину микрофлору, которая идеально подходит для переваривания именно этого молока. Это является важным звеном формирования пищеварения ребенка, профилактикой колик и залогом хорошего набора веса.

Помимо ценного энергетически молозива, при сосании происходит первичная пассивная иммунизация ребенка. Полезные бактерии с кожи матери, которые защищают ее от вредных бактерий окружающей среды, переходят на кожу малыша и автоматически защищают от этой среды и его. Лейкоциты, обитающие на коже матери и грудных протоках, а также иммунные антитела из молока, начинают защищать стерильного ребенка.

Контакт «кожа к коже» и зрительный контакт помогают запустить формирование привязанности. Вырабатывается окситоцин, который необходим для чувства любви к младенцу и для долгого успешного грудного вскармливания.

В роддомах понимают, что никто лучше мамы за малышом не присмотрит — это и физиологически, и психологически самый лучший, индивидуальный пост наблюдения. 

Мама не спит, общается с малышом, кормит грудью, что позволяет матке лучше сокращаться и предотвращает послеродовое кровотечение. 

Но что случится, если по какой-то причине малыша от мамы унесли? 

Давайте разберемся, насколько могут пострадать все эти важные моменты становления, если так сложилось, что малышу требуется побыть «золотые часы» после родов отдельно от мамы.

Грудное вскармливание

Во всех роддомах поддерживают грудное вскармливание. Это также прописано в рекомендациях Минздрава.

Даже после операции кесарева сечения, если малыш и мама находятся в сознании, медики постараются положить младенца на мамину грудь хоть на несколько минут, перед тем как унести. Малыш услышит ее запах и голос, если повезет, почувствует вкус молозива и отправится спать. Возможно, это будет не такой сладкий сон, как у мамы под боком, но он уснет в тепле и заботе детского отделения и проспит часов 6–8. За первые сутки здоровый малыш не успевает почувствовать одиночество, он спит после родов порой до 12 часов подряд. К этому моменту мама обычно успевает прийти в себя после операции кесарева сечения и благополучно воссоединяется с ребенком. 

Если состояние младенца тяжелое, то на первое место для него выйдет выживание и все тонкие настройки будут отодвинуты на второй план. В этом случае материнское молоко ему обязательно понадобится, даже если он пока не может сосать. Во многих отделениях молоко мамы стерилизуют и кормят малыша через зонд. В этом случае от мамы требуется сохранить лактацию и самообладание. Будет полезно обратиться за помощью к консультанту по грудному вскармливанию, у которого есть четкий план действий по сохранению молока.

Становление привязанности

Становление отложится до того момента, пока мама с младенцем не встретится. На это выделен весь первый месяц жизни, человеческие малыши никуда не торопятся. От того, что мать с ребенком не будет первые два часа вместе, малыш не станет аутистом, не получит травму на всю жизнь. Мы все же не утята, которые запоминают образ мамы в первые два часа и ходят потом за бородатым этологом Лоренцем всю жизнь…

Для включения привязанности и выбора значимого взрослого малышу важно видеть одно и то же лицо на протяжении продолжительного периода времени — 4–5 недель. В условиях реанимации или детского отделения этого не происходит, лица все время меняются.

Если малыш болеет, очень важно стараться быть рядом, гладить его и разговаривать с ним. На уровне прикосновений происходит понимание, что он не один, растет мотивация жить. А голос матери младенец помнит еще с внутриутробного периода.

Важно помнить о том, что стресс от пребывания в детском отделении без мамы на фоне болезни может вылиться в возбуждение малыша после выздоровления. Это обычный этап возвращения к норме и спокойствию. 3–4 недели после младенец может часто плакать на фоне благополучия. Это нужно пережить, все наладится. В этот период полезно показать малыша остеопату и краниосакральному терапевту. Они помогут малышу разрешиться от перенесенных переживаний.

Микрофлора 

Этот пункт самый сложный. Если малыш не прошел через родовые пути мамы и не получил молозива после, его кожа заселяется флорой отделения. Она не физиологична ребенку, и первые 7 дней может быть зеленый или пенистый жидкий стул. Придется потрудиться после воссоединения, чтобы заселилась мамина флора. Для этого малыша нужно кормить грудью, желательно голышом, чтобы кожа тоже получала полезные мамины бактерии. В первые три недели возможны проблемы со стулом и колики. Смена флоры с госпитальной на мамину наступает примерно за 21 день. Обратитесь к неонатологу, он поможет малышу наладить пищеварение.

В целом, по моим наблюдениям, дети, которых унесли в первые часы от мам, уже через месяц мало чем отличаются от тех, кто с самого начала был с мамой. Поэтому всем, кому предстоит кратковременная разлука с малышом, желаю спокойствия и скорейшего счастливого воссоединения.

Екатерина Гордеева