Найти тему
Заметки о живописи

Поль Гоген. Хоровод маленьких бретонок

Поль Гоген. "Хоровод маленьких бретонок". (1888)
Поль Гоген. "Хоровод маленьких бретонок". (1888)

Картины Поля Гогена вобрали в себя черты двух ведущих направлений в живописи второй половины XIX векаимпрессионизма и постимпрессионизма. При этом художник настолько индивидуализировал своё творчество, что его картины порой кажутся ни на что не похожими... 

Художник упрощал формы изображаемых людей и предметов и наполнял холст крупными цветовыми пятнами, располагая их по своему усмотрению. В качестве дополнительного декоративного эффекта Гоген использовал пластичную линию, которой он не просто обводил предметы, но отделял их один от другого, превращая в замкнутое, индивидуально окрашенное целое. Его работы плоскостны, а засчет использования контрастных цветов и линий ещё и предельно декоративны. Смотря на живопись Поля Гогена,  мы видим перед собой мир двухмерный и словно бы застывший в пространстве.

Однако картина "Хоровод маленьких бретонок" относится к переходному периоду. Это отнюдь не чисто декоративная картина со строго выверенной цветовой гаммой, какими станут все поздние работы Гогена. Нет здесь и четкой линии, обнимающей людей и предметы.

Перед нами – движущиеся в хороводе девочки. Взгляните, сколько в них живости и непосредственности!

Да, маленькие бретонки отнюдь не изящны, у них большие руки и ноги, грубые платья и башмаки...Однако Гоген славился тем, что находил удовольствие в изображении крестьянских лиц. Он видел в них первозданную, даже первобытную красоту.

Девочки нарядны и очень милы...Свежие, накрахмаленные воротнички и чепчики и приколотые на платья цветки наводят на мысль о каком-то сельском празднике. Но, быть может, это и повседневный наряд юных бретонок.

Девочки держатся за руки и танцуют незамысловатый крестьянский танец. Вокруг них расстилается недавно скошенный луг – зелено-желтый, свежий и душистый…

На заднем плане видна громада замка, шпиль одинокой колокольни и кучка нарядных домишек под лазоревыми крышами. Ещё дальше расстилаются разноцветные поля с темными пятнами редких кустов на них. 

Пример более поздней работы художника: Поль Гоген. "Озорная шутка". (1890)
Пример более поздней работы художника: Поль Гоген. "Озорная шутка". (1890)

По своей цветовой гамме задний план картины напоминает гобеленовую ткань, расшитую многоцветными нитками. Эта черта уже позднего Гогена, Гогена - постимпрессиониста. 

Однако, в отличие от последующих работ художника, на этой картине есть движение: девочки не просто стоят на лугу, они танцуют, и ритм этого танца можем уловить и мы с вами.

Ещё больше оживляет картину маленькая собачка на переднем плане. Она поддерживает в нас первое, светлое и радостное, впечатление от картины.

Впечатление беззаботного детства.

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Поль Гоген. Художник переселяется на Таити...

  Поль Гоген. Желтый Христос