В этой статье я затрону тему автобусных перевозок в черте города Калуга. Речь пойдёт о наводнении города автобусами, откровенно не рассчитанными на большой пассажиропоток и более адаптированными для деревенских и пригородных маршрутов - знакомыми, наверное, каждому россиянину ПАЗиками, которые при условии массовой эксплуатации в городе во-первых портят имидж города, и во-вторых далеко не всегда справляются с количеством желающих уехать.
Для начала сопоставим количество работающих в черте Калуги ПАЗов и автобусов большой вместимости.
Основным предприятием, эксплуатирующим автобусы большой вместимости в Калуге является МУП ГЭТ "Управление Калужского Троллейбуса", ежедневно выпускающее на линию около 17-ти автобусов Нефаз-5299, Волжанин-6270 и МАЗ-107:
Один автобус большой вместимости марки ЛиАЗ-5256.53 выпускает транспортная компания "Магистраль". Его номер - Н714УХ 40:
Вы удивитесь, но на этом всё! Больше автобусов большой вместимости в городе нет! (не считая служебные автобусы-развозки с городских предприятий).
Практически все автобусы БВ, выходящие в город, работают на пригородных и дачных маршрутах рейсами с льготным проездом, и по большей части для жителей ближних пригородов Калуги, тогда как на внутригородских автобусных маршрутах, в том числе, дублирующих троллейбусные, господствуют как раз-таки ПАЗы. Что мы имеем по ним:
А имеем мы ООО "Гортранссервис", выпускающий на улицы Калуги ежедневно около 60-ти ПАЗиков (ещё часть трудится на пригороде), ООО "Гефест" со своей долей в 8-10 ПАЗов, ООО "Эгоном-3", выпускающий порядка 80-ти-90-ста ПАЗов (Ещё с десяток работают на пригородных маршрутах), и ООО "Эталон-Сервис, также выводящий ежедневно около 60-ти этих автобусов.
То есть автобусов БВ и двадцатка не набирается, зато откровенно тесных, и неспособных вместить всех желающих ПАЗов выезжает больше полусотни. Лихо?
С количеством разобрались, теперь к качеству. Качеству перевозок, предлагаемых вышеизложенными предприятиями. Начнём с состояния автобусов.
На сегодняшний день, предприятия постепенно закупают свежие рестайлинговые ПАЗики, в которых не дуют священные ветры из окон, не воняет всем, что может вонять, не гремящих аки погремушка в руках у младенца. Однако по-прежнему на улицах можно встретить нечто вроде автобуса Н730ЕЕ 40, в обшивке которого куча дыр, видных невооружённым глазом. Это чудо прослыло самым гнилым ПАЗом с 61 маршрута:
Ещё пример - ПАЗик, между прочим, из Управления Калужского Троллейбуса (да, да, они тоже выпускают несколько штук) с госномером В085СВ 40. Автобус работает, в основном, на ночном 30-м маршруте, посему неудивительно, что во время работы оно превращается в призрачного гонщика, что усугубляется тем, что часть его маршрута проходит по скоростной трассе. Мало того, что он абсолютно гнилой, в нём настолько люто воняет топливом, что только и ждёшь, пока доедешь до места назначения:
Таких примеров можно привести ещё десятки, особенно печально всё с теми автобусами, которые работают на маршрутах, дублирующих троллейбусные. Там в течение дня за пассажиров идут настоящие гонки без правил, что только "добавляет" и без того убитой технике...
Внутри любого транспортного предприятия есть конкуренция, когда одни маршруты рубятся с другими, только вот если те же троллейбусы особо погоняться не могут, будучи привязанными к проводам и расписанию, то вот ничем не регулируемые и не удерживаемые частники на ПАЗах иногда устраивают зарубы, которым позавидуют пилоты Формулы-1:
Разумеется, пассажирам от такой движухи ничего хорошего ожидать не приходится: лютая тряска, лютые скорости, закладывание виражей на этих самых лютых скоростях, причём такое, что ПАЗ вот-вот перевернётся (а при поворотах эти штуки кренятся на н-ное количество градусов), и всё это под раскатистые голоса Дорожного радио или радио Шансон:) Всё это напоминает гонки сельских пацанов на Жигулях по селу:
Если ПАЗисты так конкурируют между собой, прикиньте, какой форсаж они врубают, когда сзади из ниоткуда их догоняет троллейбус:
Драйва добавляет тот факт, что Калуга - город со сложным рельефом, а в подъём большинство ПАЗиков глотают пыть от троллейбусов, будучи газовыми, сами понимаете, электродвигатель или нечто на газу, у кого в горку КПД побольше будет:)
В итоге, изрядно отстав от троллейбуса на подъёме, дальше ПАЗ пытается рогатого догнать. И если в непиковое время это ещё можно стерпеть, то в час-пик, когда ПАЗ забит подобно банке с сельдью, поездка превращается в пытку...
Далее:
В современных автобусах есть какой-никакой кондиционер, большие форточки и люки, соответственно в жаркий день поездка на каком-нибудь МАЗе-203 будет вполне себе комфортной, тогда как ПАЗы, которые даже зимой напоминают бани на колёсах, летом превращаются в передвижные крематории... Все, кто хоть раз ездил на ЛиАЗе-677 меня однозначно поймут, ибо что то, что это по сути - одного поля ягоды, поскольку и у Лунохода и у ПАЗа двигатель расположен, считай, в салоне, и просто прикрыт кожухом и каким-нибудь покрывалом.
Теперь о текущем имидже Калуги, заполонённой ПАЗами. Я не спорю с тем, что практически в любом городе ПАЗы хоть на каких-то маршрутах, да работают, но процент линейных ПАЗов и автобусов БВ в подавляющем большинстве городов сильно на стороне автобусов большой вместимости
Вот смотрите: Москва. Столица. Свой транспортный мир, до уровня которого Калуге как мне до Китая раком, а вокруг соседние областные центры: Тула с достойным количеством ЛиАЗов-5256 и огромным количеством муниципальных НефАЗов-5299 в ИДЕАЛЬНОМ состоянии:
Брянск, где за 2 дня я не увидел НИ ОДНОГО маршрутного ПАЗа, а только ЛиАЗы БВ:
И Калуга - не менее симпатичный областной центр, чем Тула или Брянск, но при виде общественного транспорта, сразу складывается ощущение, что перед тобой не областной центр, а большая деревня, где автобусы БВ, нужные как воздух, ещё не факт, что встретишь:
Калуге просто необходимо больше автобусов большой вместимости, город растёт, развивается, да только вот автобусный транспорт как застыл на уровне начала нулевых, так на нём и держится, не позволяя горожанам с комфортом добираться до места назначения...
P.s. Региональные власти уже хрен знает какой раз пытаются объявить войну ПАЗам поскольку количество жалоб на работу частников, эксплуатирующих эту технику просто рвёт все шаблоны... Недавно пообещали взять у Москвы до конца сего года аж сотню ЛиАЗов, однако пока что ни одного из них нетути, а из предыдущей поставки московских машин в размере 17-ти штук работают всего 7... Печально, товарищи... а ведь эти ПАЗы при наличии бОльшего количества автобусов БВ можно отправить работать на пригородные направления, добавив маршруты туда, где в них нуждаются, а на уже имеющихся увеличить количество рейсов... Однако пока воз с места не сдвигается...