Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру»
для Stereo & Video, 2005
Courtney Pine «Devotion»
Telarc, 2004
Продолжительность звучания 44:30
Ведущий британский джазмен 90-х и начала нового тысячелетия, саксофонист Кортни Пайн любил ставить критиков в тупик. Он владеет множеством инструментов (сопрано, баритон, тенор-саксофоны, флейты, бас-кларнет, клавишные и т.д.) и множеством стилей. Этот темнокожий британец записывался и гастролировал с регги-певцами, играл ритм-н-блюз, соул, хип-хоп, джаз в чистом виде — и в каждом направлении добивался впечатляющих успехов. После мощного пост-бопового альбома со звёздами современного американского мэйнстрима он выпускал альбом чистейшего хип-хопа, заставляя дружно плеваться тех же критиков, кто только что сулил ему славу нового Колтрейна, а вслед за этим выходил сборник ремиксов на записи Пайна, сыгранных ведущими британскими диджеями.
С одной из версий своего обширного хип-хоп-джазового гастрольного коллектива Пайн в 1999 посетил Россию, приведя в ужас джазовых пуристов, устроив добротное развлечение для хип-хоповой молодёжи и очаровав молодых музыкантов впечатляющей эквилибристикой на различных саксофонах.
11-й сольный альбом Кортни Пайна был выпущен в Великобритании ещё в 2002-м, но до его американского лейбла Telarc добрался только в конце 2004. Здесь 41-летний Пайн успешно и впечатляюще синтезирует всё, чему научился за два десятилетия своей карьеры: музыка альбома — это и ритм-н-блюз, и регги, и этно-рок, и джаз... да, пожалуй, и хип-хоп, причём всё это — почти одновременно. Сам Пайн играет на целом сонме инструментов — при добротной, искушённой поддержке как музыкантов своей «рабочей» группы, так и ряда британских звёзд из самых разных жанров (например, соул-вокалистов Карлин Андерсон и Дэвида Макалмонда). Музыка в меру танцевальна, в меру развлекательна, в меру серьёзна. Пайн — это слышно — саксофонист колоссальных возможностей. В общем, отличный альбом для того, чтобы демонстрировать любознательным подросткам: джаз — это не отнюдь не только когда серьёзные старые дядьки играют что-то очень непонятное. Это может быть и современно!
Одна проблема: принципиальная эклектичность альбомов Пайна на этой записи значительную часть времени играет против него. Он легко прыгает от шаблонов афро-бита к узнаваемым формулам регги, от стандартов ска к штампам раггамаффин, причём к ямайским ритмам — с особым удовольствием, учитывая ямайское происхождение самого Кортни. Но, кроме узнаваемых шаблонов и штампов, только его саксофонные соло хоть как-то связывают всю эту эклектическую пестроту в единое целое. Впрочем, есть на альбоме один трек, где весь этот калейдоскоп стилей и влияний наконец схватывается, смесь превращается в сплав, и Пайн достигает подлинной мощи: обратите на него внимание — это шестой номер на пластинке, «Осибиса», посвящение одноименной группе первопроходцев лондонского афробита, работавшей на британской сцене с начала 1970-х.