Хочу рассказать об одном трогательном австрийце. Он вызывает у меня восхищение и жалость, впрочем, как и все талантливые художники, которые казались или на самом деле были сумасшедшими. Сегодня этого удивительного и необычного скульптора мало кто знает. Мне кажется, он сильно опередил свое время. Посмотрите на его работы, вам точно покажется, что это наш современник, а на самом деле скульптор жил и творил в 18 веке!
Франц Ксавер Мессершмидт родился в 1736 году в Швабии в семье, которая была тесно связана с искусством. Оба его дяди по материнской линии были достаточно известными скульпторами, и оба были первыми учителями Франца. Франц получил академическое образование (Венская Королевская Академия изящных искусств), и по окончании учебы жизнь складывалась вполне себе неплохо. Скульптор остался преподавать в Академии, получал заказы императорского дома, ваял традиционные статуи и скульптурные портреты королевской четы Габсбургов и был достаточно известным и уважаемым придворным скульптором.
Как это часто бывает, все изменила одна встреча. Однажды в 1770 году к Францу пришел известный астролог доктор Месмер, чтобы заказать свой бюст:
За время работы над бюстом доктор познакомил скульптора с «сочинениями» Гермеса Трисмегиста. Чтобы вы понимали, какое действие оказал этот персонаж на восприимчивого художника, расскажу, кто есть этот Гермес. Гемес Трисмегист – величайшая и загадочная фигура в истории астрологии. Доподлинно неизвестно, существовал ли он на самом деле, но ему приписывается авторство таинственной «Изумрудной скрижали», в которой этот маг-алхимик собрал многовековые астрологические знания египетских жрецов. Франц настолько сильно увлекся герметическим эзотерическим учением, что скоро это стало заметно окружающим. В нормальном обществе не принято притягивать внешние флюиды с помощью магнитов, поэтому странное увлечение Франца стало все больше выглядеть как человеческое нездоровье. В это же время скульптор начал страдать от болей в животе, у него стали появляться галлюцинации (он сам понимал, что его состояние навеяно мистическим учением), и под их воздействием Франц начал создавать удивительные эксцентричные работы. Бюсты. «Характерные головы», которые прославили его навсегда.
Франц стремился запечатлеть вычурные гримасы, передающие эмоции человека в данную минуту. Эта часть его творчества была личной, сокровенной, бюсты не предназначались для продажи, скульптор не датировал их и не подписывал. Натурщиков он тоже не нанимал, главным натурщиком был он сам. Писатель Ф. Николаи, встречавшийся со скульптором при жизни, писал (якобы со слов Франца), что к нему являются духи, чтобы их запечатлели. И когда скульптор начинал щипать себя за ребра, духи тоже чувствовали эти щипки. Они строили вычурные гримасы в ответ, и эти гримасы стремился увековечить художник. Он верил, что гости из иных миров раскроют ему главную тайну: искусство пропорции. По другой версии, Франц страдал от чудовищных болей в животе, и щипки помогали пережить приступ. Но это лишь версии… Мне ближе простое объяснение: Франц «сам себе натурщик» просто подходил к зеркалу, строил гримасы, и, глядя на собственное отражение, творил.
Увлеченность «гримасами», нелюдимость и приверженность странному эзотерическому учению создали Мессершмидту репутацию сумасшедшего. В 1774 году его уволили из академии. После увольнения Франц так и не смог найти постоянной работы. В 1775 году мастер распродал свое имущество, и, взяв с собой 5 «голов», уехал в Прешбург (Братиславу) к своему брату, тоже скульптору и художнику. У брата Франц жил до самой смерти, именно там была создана основная часть «голов» в последние годы жизни мастера.
Сколько всего «голов» создал скульптор, доподлинно неизвестно. Сам Мессершмидт писал, что создал 64 гримасы, сегодня известно местонахождение 56 из них. В 1793 году, через 10 лет после смерти Франца, брат продал коллекцию «голов». Примечательно, что все головы были «безымянные». В конце этого же года состоялась выставка, на которой демонстрировались 49 «голов». «Характерные головы» были представлены как уникальные шедевры, воплотившие все «многообразие человеческих страстей». «Знатоков физиогномики» просили присылать «свои наблюдения», чтобы помочь «осветить и прояснить… представленные страсти» (С., газета «Wiener Zeitung»).
В каталоге к этой выставке анонимный автор предлагает свою нумерацию «голов», а также дает им названия. Представляете, не творец, а какой-то аноним дал названия «характерным головам»! Эти названия не столько раскрывали смысл серии, сколько препятствовали ее пониманию, возможно, даже искажая замысел скульптора.
Писатель Ф. Николаи предлагал не давать названия, а просто разделить серию «голов» Мессершмидта на три группы. К первой он относил спокойные головы, «соответствующие природе», которые считал шедеврами.
Ко второй – 54 композиции с плотно сжатыми губами, в напряженных конвульсиях, имитирующие, по словам скульптора, «сверхъестественные чувства животных».
К третьей – два так называемых «клювоголовых» бюста с сильно деформированным, вытянутым вперед ртом, втянутыми щеками, практически обнажающими строение костей лица, с плотно закрытыми глазами, сморщенным носом и напряженной шеей.
Несмотря на прижизненное признание таланта скульптора, его «гримасами» заинтересовались только в 20 веке. Их изучали психоаналитики, физиологи и криминалисты… В конечном итоге именно «головы» оказались наиболее замечательной частью творческого наследия Мессершмидта и сделали его бессмертным.
До 2005 года Мессершмидт был известен только в Вене, а за пределами страны о нем практически никто не слышал. Однако, после большой персональной выставки в 2002-2003 годах о нем заговорили. 28 января 2005 года на аукционе Сотбис Лувр приобрел в свое собрание одну из «голов» за рекордную сумму в 4,8 млн долларов, а в апреле 2011 года организовал выставку Мессершмидта, представив 30 работ скульптора.
Можно ли считать Мессершмидта сумасшедшим? Я думаю, нет. Когда смотришь на его работы, создается ощущение интеллектуальной игры, ведь сам скульптор не дал нам подсказок в виде названий, оставляя широкий простор для интерпретаций образов. Существующие сегодня названия «голов» условны. Они возникли уже после смерти художника, и даже автор их неизвестен.
Мне повезло, я видела «характерные головы». Их хочется разглядывать и трогать. Они какие-то теплые… Когда-нибудь я обязательно куплю копии некоторых из них. А вы? Купили бы? Как думаете, он все-таки был сумасшедшим?