Отзвучали первые школьные звонки и громкие пожелания отличной учебы. Все букеты подарены, начались простые школьные будни. Самыми сложными они являются для первоклассников и их родителей. Первый год школьного обучения – основополагающий. Важно организовать процесс обучения так, чтобы максимально избежать проблем и стрессов. Несколько простых советов помогут вам в этом.
1. Формируйте мотивацию к учебе
Статус ученика складывается сложно и длительно, при этом ребенок должен ему соответствовать. Вот только само слово «должен» старайтесь использовать как можно реже. Поставьте себя на место ученика: не успел прийти в школу, как уже всем задолжал. Не запугивайте ребенка, не угрожайте ему, а создавайте позитивный настрой.
Правила школьной жизни нужно разъяснять и обсуждать, чтобы ребенок усвоил их. С незнакомыми взрослыми ребенка нужно познакомить. В школе для ребенка не должно быть чего-то неизвестного и пугающего, попросите учителя провести экскурсию по школе.
Проследите, чтобы ребенок сам собирал школьный портфель, но при этом проконтролируйте, все ли на месте. Не нужно проверять за ним, а поиграйте в игру «сделано - не сделано». Суть игры в том, что вы называете что-то, а ребенок должен вспомнить, сделал ли он это:
- положил школьный пенал?
- заточил карандаши?
- положил тетради и т.д.
Можно пошутить и спросить, положил ли он игрушки. Кстати, в этой шутке есть доля истины: закрепляем то, что в школу игрушки не носят. Если не помнит о чем-то, то можно вместе проверить.
- Обращайте внимание на внешний вид: он должен быть опрятным и деловым. Говорите ребенку, что ему идет форма, настраивайте на учебный процесс.
- Не выполняйте заданий вместо ребенка. Пусть он делает их сам, а вы подскажите, направьте или покажите образец.
- Каждый день обсуждайте школьную жизнь, проявляя искреннюю заинтересованность в детских рассказах. Если ребенок не расположен к диалогу, то вспомните свое школьное детство, смешной случай. Ненавязчиво настраивайте ребенка, что в школе трудно, но интересно.
2. Разрешайте играть ребенку
Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная. Однако не стоит думать, что она станет ведущей по первому школьному звонку. Ее нужно формировать. А пока после беззаботней дошкольной жизни ребенку трудно перестроиться на общий деловой лад. Ему, по-прежнему, хочется играть. В игре ребенок возвращается к себе самому: выражает эмоции, защищается от реального мира, проигрывает сложные ситуации. Игра для первоклассника имеет большое психологическое значение. Поэтому разрешайте ребенку играть.
Игру можно использовать и для изучения сложных тем, концентрации внимания, отвлечения от негативных ситуаций.
Игре можно предоставить свободное время. Уход от игры будет постепенным. Со временем игре ребенок будет уделять меньше времени. Но подталкивать его насильно не нужно. Кто не наигрался в детстве, будет играть всю жизнь.
3. Берегите здоровье детей
Болезнь ребенка обязательно скажется на успеваемости. Ребенок пропускает занятия, потом активно пытается догнать сверстников, переутомляется и снова заболевает. Еще одна беда, когда неокрепшего после болезни ребенка отправляют в школу, где ослабленный организм тут же «цепляет» новую инфекцию. Все это замкнутый круг, вызывающий проблемы школьного обучения.
Сохранить здоровье помогут простые советы:
- 1. Не перегружайте первоклассника дополнительными нагрузками. Дополнительное образование планируется за год до школы либо со второго класса.
- 2. Соблюдайте режим дня. Выберите оптимальное время для сна ребенка, чтобы он полноценно отдыхал.
- 3. Чередуйте труд и отдых. Не планируйте выполнение заданий после школы или на позднее время. Перед сном дайте время ребенка для свободной спокойной деятельности.
- 4. Выбирайте для ребенка удобную одежду в соответствии с сезоном. Важно избежать парникового эффекта, для этого остановите выбор на натуральных тканях для повседневной одежды.
- 5. Принимайте витамины, выполняйте профилактические меры в инфекционный период.
- 6. Обеспечьте ребенка правильным питанием.
4. Учите дружить
Школьная адаптация будет успешной, если у ребенка сложатся доброжелательные отношения со сверстниками. Для этого настраивайте ребенка на дружбу с одноклассниками:
- не позволяйте ребенку смеяться над чужими неудачами;
- не запрещайте с кем-то дружить;
- не отстраняйте ребенка от общих классных дел, у детей должны быть общие впечатления;
- учите ребенка простым социальным навыкам: обращаться с просьбами, благодарить, задавать вопросы, извиняться.
Одноклассники – это круг общения, оценки, принятие. Здесь будет складываться иерархия, появятся первые симпатии. Помогите ребенку войти в этот коллектив.
* * * * *
Видна птица по полету, а ученик с первого класса. Но будущее ребенка во многом зависит от взрослых, от того, как мы поможем ему адаптироваться к школьной жизни. Будьте рядом, помогите, поддержите, подскажите, направьте. Верьте в ребенка, и тогда он поверит в себя!
Автор статьи: педагог-психолог Светлана Садовникова.