Найти тему

Как понимать "жив, значит, есть, за что"?

Рамбам в законах раскаяния, 3:2, пишет: "Тот, чьи грехи превалируют над его заслугами, немедля умирает через своё злодейство". Иными словами, сам факт того, что человек ещё жив, указывает на то, что пока ещё заслуг у него больше, чем грехов.
И это, конечно же, вызвало лес поднятых бровей у комментаторов Рамбама. Кто-то объяснил, что Рамбам пишет о моменте смерти, и такой человек "умирает для Мира Грядущего", кто-то пишет, что это "немедля" - о приговоре, а сама смерть наступит когда-нибудь, но раньше, чем должна была. Короче, мне это не нравится, это не похоже на то, что пишет Маймонид.

Однако, действительно, как тогда понимать это? Что, мало злодеев, которым однозначно положено сдохнуть на месте, а они ничего такие? Улыбаются даже.
Ответ на это написан в Рамбаме чуточку ниже: "Но подсчёт этого не ведётся в соответствии с количеством заслуг или грехов, а в соответствии с их удельным весом".

Вот, скажем, пример. Араб убил еврея. Усугубим. Убил еврейского ребёнка, невинного, по определению. Ну, чем не злодей? Да уж, не праведник. Но это первый раз у него. А до этого он, может, родителей уважал, землю Израиля возделывал, евреям полы мыл, сестрёнке косички заплетал. Много всяких позитивных вещей.

Мне возразят, что убийство перевешивает это всё. Мне тоже так видится, но - сердцем. Моя голова не уверена. Убийство - самый странный грех из всех, он как бы хакерская атака на Небесную Сеть. Можно хакнуть Небесный Компьютер? Ведь каждому на роду написано, сколько прожить. НЕТ! Невозможно хакнуть! Тогда, выходит, он вонзил нож в ту секунду, когда на счётчике ребенка оставалось совсем немного. По логике.
Это не оправдывает его, но аспект "убил смертника" - присутствует. А, значит, неясно, как воспринимать такое. ...Ещё раз, я тут вообще сейчас не про сердце, сердцем это всё невозможно принять.

А что если второй раз убил? А тут новый фактор: привычка. Повторенный грех в глазах содеявшего уже не так суров. Думаю, и с небес уже воспринимают его не так. По-прежнему, убийство - это тяжелейший грех, но есть, есть пятьдесят оттенков черного в духовности.

Как-то так злодеи могут жить подолгу. Чем больше они творят зла, тем каждый их злой поступок более рутинный, а, значит, меньше "весит". И, наоборот, любая богоугодная мелочь ценится всё больше и больше, так как для него это нетипично. К примеру, Навуходоносор попытался сделать пару шагов навстречу пророку, так ему свыше помешали. Почему? потому что, сделай он даже такую мелочь, всё, его награда была бы невероятно огромной. Владел бы всем миром и др.

Как-то так...

автор текста: р. Ури Суперфин