23 июля. Вермахт против Сталинградского фронта имел 18 дивизий вместо 14 в начальный период боёв. Паулюс наносит удар с севера, где полосу в 42 км обеспечивала всего одна дивизия 62-й армии. 25 июля выходит к Дону. Используя численное преимущество, на этом участке, прорывает позиции 62-й армии и выходит к Дону у Каменного, глубоко охватывая фланг армии с севера. Продолжив развивать прорыв, окружает возле Майоровского три советских стрелковых дивизии и танковую бригаду с выходом к Верхне-Бузиновки и Сухановскому, создавая угрозу 62 и 64-й армиям. Командование РККА вынуждено бросить на ликвидацию прорыва, не готовые в боевым действиям, 1-ю и 4-ю танковые армии. 4-я танковая армия имела один танковый корпус в 80 танков и одну стрелковую дивизию. Но ей нужно было два дня на переброску, и в бой брошена 1-я танковая армия, которая срывает замысел противника - окружить 62-ю и 64-ю армии.
Во второй половине июля Войска Сталинградского и Южного фронтов избегают окружения, отступив за Дон. Потери были весьма значительные: 568 347 бойцов и офицеров – из которых 370 522 безвозвратные, среди безвозвратных 80 тысяч пленёнными.
Не люблю размытых цифр: непосредственно погибших на поле боя 290 522, ранеными = 197 825.
Забегая вперёд можно увидеть цифру: При наступлении Красной Армии с целью окружения 6-й армии Паулюса в ноябре месяце было восстановлено и возвращено в строй до 700 танков, брошенных при отступлении. Так же может быть и с пленёнными, хоть 10%, но вернутся потом в строй, а это 8 тысяч человек.
Вермахт за этот же период потерял на всём Восточном фронте 91 400 человек, безвозвратные потери составили около 19 тысяч солдат и офицеров. Именно в Вермахте учитывали боевыми потерями непосредственно погибших на поле боя 91 400 военнослужащих.
24 июля. Василевский из штаба Сталинградского фронта, в противовес генералу Гордову, отдаёт приказ о нанесении контрудара силами двух танковых армий. Ценой потери 300 танков из 550 танковые армии остановили противника, но угрозу окружения войск 62-й армии не сняли.
« Действие командования Сталинградского фронта вызывают у Ставки возмущение. У фронта перевес в танках втрое, абсолютное преобладание в авиации. При желании и умении можно было вдребезги разбить противника. Ставка требует, чтобы в ближайшие дни рубеж обороны от Клетской до Калмыкова был бы безусловно восстановлен, чтобы противник был оттеснён за линию реки Чир. Если Военный совет Сталинградского фронта не способен на это дело, пусть заявит об этом прямо и честно». Сталин.
Присутствие А.М. Василевского не дало результата, когда его явно не хватало в Генеральном штабе.
С 24 на 25 июля. 791 британский самолёт бомбил Гамбург, сбросив 2 396 тонн бомб ФАБ и ЗАБ. Началась операция «Гоморра», в память поражении города небесным огнём. В ходе операции англичане впервые применили систему «Уиндоу», когда сбрасывали фольгу с самолётов, которая давала дополнительные засветки на экраны радаров. Наземные радары дальнего обнаружения «Вюрцбург» дали операторам германских ПВО 11 000 засветок, как цели в воздухе. Англичане потеряли 12 самолётов (почти целую эскадрилью). Бомбы были сброшены за 50 минут. Погибли 1.5 тысяч человек. Днём город бомбили уже днём американские 68 бомбардировщиков «В-17». 26 -го ещё 53 самолёта.
25 VII. Командир 18-го танкового корпуса генерал-майор И.Д. Черняховский принимает командование войсками 60-й армии, в которую входил его корпус. Сменяет на этом посту генерал-лейтенанта М.А. Антонюка, который был старше Черняховского на 11 лет. По иронии судьбы М.А. Антонюк собрал совещание, чтобы снять с командования корпусом Черняховского. Во время совещания Адтонюка вызвали к прямому телефону со Сталиным. Вернувшись Антонюк сообщает, что к телефону вызывают Черняховского. Так Черняховский стал командующим 60-й армии. В 38 лет он станет генералом армии. В феврале 1945 года получит смертельное ранение на окраине города Мельзик в Восточной Пруссии.
Вермахт начинает операцию «Эдельвейс» по завоеванию Кавказа. Взламывают оборону Южного фронта и начинают наступление на Ворошиловск и Краснодар.
28 июля. В налёте на Гамбург участвовало 739 самолётов, сбросивших 2 417 бонн бомб (2.4 килотонны, что в два раза меньше, чем сброшенная на Хиросиму атомная бомба). Безветренная погода создала условия для «огненного смерча», захватившего почти весь город. Погибло 40 тысяч человек, около 50 тысяч получили ранения и ожоги.
28 VII. Вермахт переходит в атаку на воронежском направлении. Наносят удар на стыке Брянского и Юго-Западного фронтов и стал быстро продвигаться на юго – восток, снова беря инициативу «в свои руки». Штаб Брянского фронта с генералом М.И. Казаковым находился в деревне Нижний Ольшанец в 15 км восточнее Ельца. Очень скоро противник выходит к Дону. В этих боя погибает командующий 5-й танковой армии генерал А.И. Лизюков. На своём командирском КВ он попытался исправить положение и ворвался в ряды противника, и там сложил свою голову.
Через много лет после войны поисковики нашли тело генерала, и останки его перезахоронили с воинскими почестями.
Издаётся «Приказ Наркома Обороны СССР И.В. Сталина № 227 «Ни шагу назад». Стоит посмотреть на карту боёв и вспомнить слова из приказа: «Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территорий, много земли, много населения, и что хлеба у нас всегда будет в избытке…
Чего у нас не хватает?
Не хватает порядка и дисциплины в ротах, в батальонах, в дивизиях, в танковых частях, авиаэскадрильях. Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину, если мы хотим спасти положение и отстоять нашу Родину».
Приказом так же устанавливались в армии «Штрафные роты» для рядового состава, численностью до 400 человек со сроком службы 3 месяца и «Штрафные батальоны» для офицеров, численностью до 200 человек, со сроком службы 2 месяца.
Приказ № 227 бел не более жестоким чем приказ № 270 от 16 августа 1941 года.
На остальных фронтах шло обсуждение приказа. Но с учётом ожесточённости боёв на подступах к Сталинграду и количество дезертирства в войсках, приказ имел огромное значение именно для оборонительных боёв в Сталинградской битве. Иногда офицеры, сдавшиеся противнику, отправлялись вперёди наступающих, чтобы уничтожить охрану мостов или заградительный пост. Иногда так поступали кавалерийские части, вырубающие посты обороны. И как можно противостоять тем, кто час назад проехали мимо тебя, а вернувшись, рубят саблями направо и налево.