Найти тему
Советское Кино и не только

Галя (1940)

Запрещенный фильм известного в будущем режиссёра Надежды Кошеверовой. Это первая самостоятельная работа Надежды Николаевны, и хотя официально значилось, что одна из причин запрета – низкое качество сценария и режиссерской работы, но в реальности главной была вторая причина – «...В фильме неверно показывается работа нашего тыла в период войны с белофиннами».

Проводы. Кадр из фильма "Галя"
Проводы. Кадр из фильма "Галя"

Галя (Евгения Вдовина) – школьница. Отец Гали (Петр Кириллов) – скульптор, он заканчивает скульптуру красноармейца на конкурс, но вынужден прервать работу из-за призыва на Финскую войну. Галя остается с бабушкой. У них крайне сложное материальное положение, помощи ждать неоткуда, а просить и вообще жаловаться Галя не умеет в принципе.

Галя (Евгения Вдовина) и бабушка (Галина Ивановская), кадр из фильма "Галя"
Галя (Евгения Вдовина) и бабушка (Галина Ивановская), кадр из фильма "Галя"

Поэтому она делает вид, что всё в порядке, трудности – временные: совсем-совсем временные. И на вопрос подруги Нюрки (Мария Барабанова) – что собирается делать, как выживать, Галя рассказывает о некоем Аристархе, который им с бабушкой помогает. Аристарх и водоропровод починит, и дров пришлет, и еду, и деньги.

Кадр из фильма "Галя"
Кадр из фильма "Галя"

Конечно, Нюрка не верит, но Галя так убедительно говорит… Только вот ничего об этом Аристархе не рассказывает. А однажды Нюрка тихонько подсматривает как Галя рубит на дрова табуреточку и окончательно убеждается, что подруга в критическом положении, ей срочно нужна помощь. Понимая при этом, что напрямую Галя помощи не примет.

Нюрка (Мария Барабанова), кадр из фильма "Галя"
Нюрка (Мария Барабанова), кадр из фильма "Галя"

Зима, холод, в квартире Гали без верхней одежды находиться невозможно. Нюра обсуждает ситуацию с друзьями из школы, и ребята придумывают план – как помочь Гале так, чтобы она не смогла отказаться…

После просмотра фильма становится понятно – что не так с «работой нашего тыла» и почему идеологически картина не могла пойти на экраны. Но это жаль – ведь история-то совсем не про «работу тыла», а про верных друзей, про то (если говорить пафосно), что советские люди помогают друг другу и не бросают товарища в беде. Причем, они способны помочь тайно, не афишируя себя, не хвалясь и не ожидая награды.

Кадр из фильма "Галя"
Кадр из фильма "Галя"

Но, хоть я и написал про «пафосно», - в реальности Кошеверой удалось снять всё это без пафосного надрыва, а довольно просто и по-человечески. Вообще тут удивительная штука… Надежда Николаевна рассказывала: «В любом событии надо видеть жизнеутверждающий смысл. Время было жестокое. А в кино нет места унынию, только мажор. Но мы искренне верили в необходимость того, что делали».

Кадр из фильма "Галя"
Кадр из фильма "Галя"

И ведь в «Гале» есть этот самый жизнеутверждающий смысл, но фон к нему не пришелся ко двору… Я вполне могу понять Кошеверову, избравшую такой сюжет – ведь анонимная помощь в сложной жизненной ситуации отражает дух товарищества куда лучше, нежели коллективные мероприятия, как это было, например, в дебютном фильме Гайдая «Трижды воскресший». Нет, я не отрицаю такие мероприятия, но когда тайно – это совсем другое дело. Вместе с тем, я могу понять и тех, кто запретил, ибо у них сразу вопрос: «А, собственно, где был комсомол, партия? Почему никто не задумался о бедственном положении семьи, лишившейся кормильца?».

Конечно, такое было сплошь и рядом, но – это не для кино. В этом, кстати, одна из основных проблем советского кинематографа, из-за которой позже, в перестроечные времена, и полезла «чернуха»: нельзя всё время делать сладко, умалчивая о проблемах. Если в тридцатые-сороковые «мажорное кино» было необходимостью и поддержкой, то в семидесятые-восьмидесятые – преступлением. Кинематограф не научился раскрывать проблемы общества – потому он и качнулся в сторону безнадеги. И это надо было пережить, чтоб прийти потом к росту и синтетическому отображению реальности.

Хотя, разумеется, период роста все еще продолжается, и отечественный кинематограф пока еще, хоть и вырос из детского сада, но пребывает в тинейджерском возрасте.