Можно составлять длинные списки о том, что такое успешный успех в профессии, и как поставить себе диагноз «всё получилось». А можно прислушаться к тому, что обсуждают между собой студенты, и по каким критериям – возможно, субъективным, нерациональным и даже в чем-то «неправильным», – они присуждают преподавателям квалификацию 80-го уровня.
К чему быть суперпреподавателем «в вакууме»? Мы растем и развиваемся в профессии ради того, чтобы наши студенты достигали своих целей. Так, американские исследователи выяснили, что именно отличный преподаватель – основная причина учебных достижений своих студентов, а оборудование, качество учебных материалов и другие организационные моменты вторичны.
Если же заглянуть в будущее, то выяснится, что согласно исследованию Американской Экономической Ассоциации, если студентам повезло с преподавателями – то в дальнейшем они получают более высокие зарплаты, больше откладывают на пенсию и селятся в более престижных районах. Насколько прямая тут связь, сказать сложно, но статистику не обманешь.
Признаки, перечисленные ниже, лишь гипотеза, ведь читать мысли за пределами научных лабораторий никто еще не научился. Но все же как можно догадаться, что вы отличный педагог, – и вас считают таким ваши студенты?