Найти в Дзене
ActivityEdu

Школа отстает от детей. Что с этим делать?

Оглавление

Представим больницу и операционную 100 лет назад и сейчас. Теперь проделаем то же самое с самолетом, театром, кинотеатром... А если представить себе школьный класс начала прошлого века и сегодняшний – произошли ли изменения? Такое упражнение предложил проделать директор по международным образовательным программам KidZania Гер Граус на панельной дискуссии «Чему учить детей в 2019, чтобы преуспеть в 2030?» Спикер уверен, что кардинальных преобразований в школе не произошло, разве что доска теперь не черная, а белая, и пишут на ней не мелом, а маркером. А вот дети, по мнению Гера Грауса, напротив, очень изменились, и к ним требуется совершенно иной подход.

Дискуссия состоялась в рамках Московского международного форума «Город образования». В ней приняли участие руководитель PR-отдела центра креативных технологий TUMO Зара Будагян и старший директор по решениям для обучения ACTNext, преподаватель Гарвардского университета Игал Розен.

Дети нового поколения

Современные дети или поколение Z с самого раннего возраста отлично ориентируются в интернете, практически у каждого пятилетнего ребенка есть своя страница в «Инстаграме», аккаунт с танцами в «ТикТоке» и блог в «Ютьюбе» по распаковке заказанных на AliExpress игрушек.

По мнению преподавателя Гарвардского университета Игала Розена, школа всегда готовила учеников к будущему, но сейчас это стало настоящей проблемой. Дети меняются стремительно и ежедневно, и какими будут нынешние первоклассники через 11 лет − представить невозможно.

Для того чтобы соответствовать образовательным запросам нынешнего поколения, учителю необходимо «становиться индивидуальным предпринимателем – каждый раз сталкиваться с изменениями, − считает директор по международным образовательным программам KidZania Гер Граус. − В противном случае дети не будут подготовлены к будущему.

Что может сделать учитель

Позаимствовать опыт из успешного дополнительного образования

Когда ребенок слышит слово «школа», он представляет себе много требований, долгие уроки, на которых нужно слушать что-то, что ему не интересно, вписываться в рамки и выполнять то, чего он сам не хочет. Визуально ему представляется класс, в котором висят портреты А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, а, может, и лозунг В.И. Ленина «Учиться, учиться и еще раз учиться».

Все это было уместно лет 20 назад, но не сегодня. Классическая школа устарела и требует серьезных преобразований. Что можно сделать? Например, интегрировать в образовательный процесс игровые элементы, изменить методы преподавания, организовать школьное пространство в более свободной форме.

На «Городе образования» Зара Будагян рассказала о том, как проходят занятия в центре креативных технологий TUMO - организации дополнительного образования в Армении, осуществляющей подготовку подростков с 12 до 18 лет технологиям и дизайну.

Там нет разделения детей по успеваемости, возрасту или интересам, вместо классических кабинетов с партами − open space, ученикам на занятиях предоставлена свобода передвижений и возможность переделывать интерьер для себя. Учащимся не ставят оценки, они сами выбирают предметы из 14 направлений (от анимации до программирования), могут менять свой учебный график, а обучение подразумевает получение постоянного практического опыта.

По словам Зары, на данный момент, сотрудники этого центра совместно с Министерством образования Армении решают, как интегрировать опыт центра креативных технологий в общеобразовательные школы. Применить такой опыт целиком в российских школах, конечно, сложно. Но можно принять во внимание некоторые отдельные элементы, начиная с интерьера класса и заканчивая методами преподавания, проработать их и внедрить в традиционный образовательный процесс.

Не запрещать, а объяснять

Если ученик переписывается на уроке и листает ленту «Инстаграма», учитель может его попросить отложить телефон до конца урока. Новсе-таки задача педагога − заинтересовать школьника на занятии настолько, чтобы у того не появилось желания заглядывать в смартфон не в учебных целях.

Конечно, должны быть телефоны во время урока – иначе мы вернемся к тому времени, когда писали перьями. Проблема не в технологиях, а в нас! Скучное преподавание приводит к плохому поведению, а хорошее преподавание ведет к успеху. 
Гер Граус

Создавать условия для творчества

В современной школе не обойтись без креативности, значение которой часто недооценивают. Креативность подразумевает творческий процесс, в ходе которого создается что-то совершенно новое. Желание творить можно пробудить в каждом ребенке, для этого школе нужно создать такие условия, в которых он будет делать это с удовольствием.

 Нередко профессии делят на творческие и технические. Я считаю, не может быть технической профессии без креатива. Если ты пишешь код или игру, ты не можешь не создавать что-то новое. Нет не креативных людей, есть ситуации, в которых не хочется творить, − уверена руководитель PR-отдела центра креативных технологий TUMO Зара Будагян.

Мотивировать на обучение и аргументировать задания

В силах учителя − сохранить и поддерживать интерес школьников. Он может создать такие условия для своих учеников, в которых те захотят становиться лучше, узнавать новое, меняться и самообразовываться.

Если в прошлом ученики слушали учителя на уроке, просто потому что он учитель, в настоящем – этого недостаточно. Педагог современной школы должен аргументировать каждое свое задание, чтобы ученик понял: он выполняет его не потому, что нужно, а потому что понимает, зачем ему это нужно.

С цифровыми технологиями учителю тоже стоит подружиться, но не забывать, что технологии – лишь инструменты, и полностью заменить хорошего педагога они не могут.

Пробудить в ребенке интерес к обучению − вызов, с которым сегодня сталкивается учитель. Он сможет подготовить школьника к будущему, если всегда будет на один-два шага впереди.

Школа за 100 лет кардинально не изменилась

Мы ничего не изменили, и это наша вина. Мы не изменились и не изменили достаточно для того, чтобы наши дети могли сами написать свою историю в будущем. Мы должны постараться исправить эту ошибку. 
Гер Граус

Активное использование цифровых технологий в учебном процессе доказывает, что образовательные организации на самом деле претерпели большое количество преобразований. Проделывая упражнение на сравнение изменений за 100 лет, менее всего изменился театр, но не школа.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.