Найти тему
Cinemacountry

«Дом, который построил Джек». Если тебе понравился фильм о маньяке, не значит, что тебе понравился маньяк

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»
Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

Американский драматург Эдвард Олби однажды сказал:

«Могу я заметить, что когда критик выставляет себя арбитром в вопросах морали, судьей предмета разговора, а не метода работы, то он больше не критик, он цензор».

Мне не очень нравится использование слова «цензор» в этом контексте, но смысл ясен: работа критика — толковать и оценивать приемы автора, не заботясь о моральной стороне вопроса — это хлеб других судей. В обязательной непредвзятости главная сложность работы критика.

Я вспомнила об этом сейчас, чтобы начать свой рассказ с мысли не для всех, к сожалению, очевидной: если тебе понравился фильм о маньяке, это совершенно не значит, что тебе понравился маньяк и то, что он там накуролесил.

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»
Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

И да, мне понравился «Дом, который построил Джек», но забегая вперед, внесу ремарку: фильм о маньяке лишь на первый взгляд. Работа фон Триера о границах человеческого эго и, конечно, об искусстве.

Режиссер представил «Джека» в Каннах год назад — зрители толпами бежали из зала. Что же их гнало?

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»
Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

70-е. Америка. Джек едет на своем фургончике в сторону города по безлюдной трассе и неожиданно натыкается на автоледи, попавшую в неприятность. Дальше события разворачиваются по законам триллера категории Б с примесью фарса: дама №1 в исполнении Умы Турман буквально нарывается на собственное убийство. С этого инцидента начинается история становления «Джека-художника», возомнившего себя пророком искусства.

Зрителю рассказ преподносится в форме диалога главного героя с интервьюером по имени Вердж. Думаю, вы быстро догадаетесь, кто он такой.

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»
Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

Самым ярким отличием этой ленты от других фильмов, рассказывающих об индивидах с патологическим стремлением удовлетворить извращенные желания, является конструкционный подход: Джек здесь — лишь инструмент размышлений режиссера. Если вам данная ниша интересна в психиатрическом разрезе, если вы смотрите фильмы о серийных убийцах, в надежде вычислить закономерность анормально работающих механизмов, то будьте уверены — ничего из этого вы тут не найдёте. Джек — искусственный герой. И Триер, очевидно, не пытался наделить его должной реалистичностью — это бы помешало его замыслу: провести расследование и прощупать границу допустимого в человеческом созидании, а заодно проанализировать отклик на свой эксперимент.

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»
Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

Главный герой совершает жестокие убийства, и, если первый инцидент может показаться даже комичным, то с развитием сюжета мистер Изощрённость опустится на дно столь глубокой ямы, кажущейся ему вершиной, что на лицах зрителя останется лишь гримаса отвращения. Паника нарастает, воздух становится гуще и буквально оседает в легких, желудок сокращают судороги — то, что вы увидите, может шокировать.

Многие критики склоняются к мнению, что «Джек» — метафорическая автобиография Триера. Если честно, для меня это не очевидно (или не интересно, как угодно), хотя я, конечно, понимаю, откуда растут ноги этой интерпретации. Я читала фильм, находясь под влиянием мысли, которую до трясучки хотела обнаружить в размышлениях Ларса. И обнаружила!

Ничто не стоит жизни человека, даже само искусство этим же человеком обожествленное.

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»
Кадр из фильма «Дом, который построил Джек»

Финальный твист прекрасен.

Жаль только, что старина Джек так и не понял, что художник из него так себе, а «изощренные» его приемы — пошлейшая банальность.

———————

Как вы относитесь к фильмам о маньяках?

Еще больше о кино - Cinemacountry и Instagram! Подписывайтесь, ставьте лайки :)