Пончо – не просто огромный кусок шерстяной ткани с прорезью для головы посередине. Это настоящий символ Латинской Америки – как кимоно для Японии – и в том числе модный тренд, покоривший подиумы. Появление данного вида нешитой одежды окутано тайнами и легендами, в своё время узоры многое говорили о его владельце.
Слово «пончо» берёт начало от индейского pontro – «шерстяная ткань». До сих пор неизвестно, кто первым придумал сделать в шерстяном одеяле дырку для головы и надеть на себя как одежду, а не материал, в который кутаются. Возможно, это был какой-то индеец племени малуче, живший ещё до испанского владычества в Чили. Он возвращался с охоты с полными руками добычи, замёрз, плаща у него с собой не было, и он решил таким образом согреться, при этом чтобы ничего не мешало и не стесняло движения. Ещё одна версия – какой-то католик-миссионер не выдержал вида бегающих в чём мать родила аборигенов и придумал для них удобное и свободное одеяние. В общем, доподлинных фактов нет, но археологи нашли первый образец пончо ещё в XIII веке. Испанцам, приехавшим покорять районы Анд в XVII веке, «широкое пальто без рукавов», как они его описывали, видимо, не пришлось по вкусу: мало кто на гравюрах изображён в пончо поверх европейской одежды. Они посчитали, что этот наряд больше подходит крестьянам – не стесняет движений при езде на лошади и полевых работах.
Искусство изготовления пончо
Интересно, что сами индейцы считали изготовление пончо настоящим искусством и подходили к этому с определёнными традициями. Например, с грубыми тканями работали только женщины – и предназначались эти изделия для бедняков. Мужчинам доверяли более тонкие материалы, и накидки впоследствии носили состоятельные люди. Простолюдины довольствовались «аваской» – тканью из шерсти лам, довольно колючей. Шерстяной покров альпак шёл на пончо для богачей. Шерсть викуньи – невесомое золото Анд – использовалась исключительно для нарядов вождей. По узорам можно было определить, из какого сословия человек: например, аристократы предпочитали кутаться в чёрные ткани, а люди попроще довольствовались цветными.
Распространение по миру
Так пончо и осталось бы исключительно национальным достоянием индейцев, если бы не хиппи: в 60-х годах XX века «дети цветов» оценили этот вид одежды по достоинству. В нём удобно и тепло, им можно укрываться и использовать в качестве подстилки. Ну и какое сердце хиппи не дрогнет при виде изделия ручной работы с оригинальными узорами! Так пончо распространились по всему миру.
Не стоит умалять и вклад вестернов в распространении этой практичной одежды на Западе: мужественный Клинт Иствуд в неизменном пончо и с папиросой во рту всем своим видом говорил, что это весьма удачное приобретение.
Наконец, в конце XX века пончо заметили именитые модельеры. Американец Майкл Коре первым выпустил на подиум моделей, наряженных в традиционную латиноамериканскую одежду. Это был ошеломительный успех – изделия из мягкого меха с кисточками бахромы стали украшением вечера. Остальные Дома мод подхватили этот тренд, так пончо стало популярным в среде практичных и в то же время любящих оригинальность модниц и модников. При этом колоритный расписной кусок ткани, наряду с огромной шляпой сомбреро, ассоциируется у всех исключительно с мексиканцами и транслирует всё то аутентичное и особенное, что связано у нас в сознании с этой далёкой страной – наследницей древних цивилизаций.
Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, лайк!
И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!
Дом Мексики в ЭТНОМИРе
На Улице Мира в павильоне «Вокруг света» всегда светло, тепло и хорошая погода - идеальные условия для того, чтобы совершить кругосветное путешествие. Можно гулять по Улице Мира самостоятельно или в составе группы с обзорной экскурсией. Гуляя от дома к дому, не забудьте заглянуть в Дом Мексики.