Найти тему
Андрей Разумов

Образование Дремнеримкого государства (курсовая работа)

Оглавление

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. История возникновения государства в Древнем Риме. 5

1.1. Предпосылки возникновения Древнего Рима. 5

1.2. Периодизация истории Древнего Рима. 9

1.3. Дискуссии по вопросу зарождения государственности в Древнем Риме. 11

Глава 2. Особенности государственного устройство Древнего Рима в царский период. 14

2.1. Общественные отношения. 14

2.3. Государственный строй. Государственные должности и их замещения. 19

Заключение. 24

Список использованной литературы и источников. 27

Введение

Одной из самых величайших цивилизаций в древнем мире, конечно, является Великая Римская Империя. Ни до возникновения этого могучего государства, ни после его падения, западный мир не знал более сильного государства, чем древний Рим. Так например древнеримский историк Аппиан Александрийский писал: «Ни одна держава, вплоть до наших дней, никогда нигде не достигала таких размеров и не имела такого длительного существования»[1]. Государство древнего Рима просуществовало достаточно длительное время и исчисляется двенадцатью веками. На протяжении этого времени, древнеримское государство, как и другие державы, переживало свой путь развития.

Стоит отметить, что даже в современном мире, юристы начинают своё обучение с латыни и римского права, которые зародились именно в древнем Риме.

Актуальность выбранной темы исследования обоснована тем, что время зарождения древнеримского государства является самым проблемным периодом римской истории, по сравнению с другими периодами. Это обусловлено тем, что источники этого периода фрагментарны и их мало, что требует от исследователей проделывать очень значительную мыслительную работу, чтобы «нарисовать» точную картину того времени, а не своё субъективное понимание.

Данная тема исследования не является новой, ей посвящены работы многих исследователей. Вопросам возникновения Древнего Рима посвящен ряд научной литературы, учебных материалов различных авторов как отечественных, так и зарубежных, которые представляли различные эпохи времени. Можно выделить труды великого историка Тит Ливия, его работа является одной из самых известных и фундаментальных трудов по истории Древнего Рима.[2] Охватывает периоды от традиционной даты основания Рима по хронологии Варрона (753 до н. э.) до 9 года до н. э. (до смерти Друза Старшеговключительно).[3] Также стоит отметить Аппиана Александрийского, свою главную работу своей жизни «Римскую Историю» Аппиан написал уже в преклонном возрасте, находять при императорском дворе примерно в 160-165 гг. нашей эры.[4] Помимо писателей Древнего Рима стоит отметить более современные работы исследователей таких как И. Л. Маяка и авторов других работ.[5]

На протяжении огромного количества времени историки и правоведы всего мира изучают историю государства и права римского государства. Сам же процесс зарождения государства является малоизученным современными ученными, а литературные источники противоречивы и легендарны. Это отмечают сами авторы античного времени. Например, Дионисий Галикарнасский говорит, что "существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя"[6].

Объектом данного исследования является становление античных государств в эпоху Древнего мира.

Предметом исследования выступает возникновение Древнеримского государства, в том числе, становление институтов государственной власти и складывание правовой системы в царский период.

Целью данной курсовой работы являются: изучение институтов государственной власти и права Древнего Рима.

Цель достигается через решение следующих задач: рассмотрение предпосылок возникновения государственности, этапы развития государственности, анализ признаков государства в Царский период, рассмотрение возможных дискуссий по поводу теорий возникновения государства, а также изучение институтов государственной власти и общественного строя изучаемого периода.

Методологической основой исследования являются методы: изучения специализированной литературы по теме исследования, теоретического обобщения, системного анализа, анализа и синтеза, классификации.

Настоящая курсовая работа состоит из двух глав, пяти пунктов, введения, заключения и списка использованного материала.

Глава 1. История возникновения Древнего Рима

1.1. Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме

История возникновения древних городов - это один из самых интересных вопросов, но и, стоит отметить, малоисследованных. Что касается возникновения Рима, то стоит сказать, что римская историческая традиция относит его происхождение к 8 веку до нашей эры – периоду расцвета железного века на Апеннинском полуострове. Это было время повсеместного распространенного здесь занятия скотоводством, земледелием и ремеслом.[7]

История древнеримского государства стала изучаться еще в античную эпоху. Уже в 3 веке до нашей эры исследователи пытались проводить систематизацию историю Рима. Интерес к прошлому Рима никогда не исчезал в его истории, несмотря даже на упадок всех областей культуры в период поздней Империи. И именно источники писателей, живших во время становления, развития, заката римского государства, являются главными источниками для изучения истории древнего Рима. Последовательное и связанное изложение древнейшей истории Рима мы можем встретить в сочинениях писателей и историков, которые жили не ранее 1 века до нашей эры, т.к. они могли непосредственно иметь доступ к тем трудам историков, которые не дошли до наших времен. Но эти авторы, в какой-то степени, сами сомневаются в подлинности своих рассказов. Поэтому исследуя и систематизируя историю древнего Рима, нельзя отвергать различные мифы и легенды, поскольку они содержат в себе те или иные правдоподобные сведения.

Первые поселения в Лации относятся к «культуре Виллановы». Холмы, на которых возникнет Рим, были очень удобны для освоения людьми. Всего холмов было семь. В число «семи холмов» входили: сам Палатин; Цермал – склон Палатина к той низменности, которая тянется по направлению реки между Палатином и Капитолием; Велия – хребет холма, соединяющий Палатин с Эсквилином; Фагутал, Оппий и Циспий – три возвышенности Эсквилина; наконец Сузука, или Субура.[8]Первым из римских холмов был заселен Палатин, вслед за ним - Эсквилин и Квиринал. Очевидно, жители Палатина, с одной стороны, а жители Эсквилина и Квиринала - с другой относились к разным этническим группам. Легендарными основателями Рима античная традиция называет братьев-близнецов Ромула и Рема. По-видимому, эта легенда греческого происхождения, в которой был только один герой-основатель.[9]

Легенда гласит, что прародителем римского народа был троянский герой Эней, сын Анхиза и богини Афродиты. Он во время Троянской войны, после взятия Трои бежал и после долгого блуждания пристал к одному из берегов Италии, называемому Лаврентом.[10] Там он женился, а его сын Асканий основал город Альба Лонга в Лации. Последнего законного царя Нумитора свергнул с престола его брат Амулий, позаботившийся, чтобы у дочери Нумитора Реи Сильвии никогда не было детей. Он зачислил ее в жреческую коллегию весталок, которые обязаны были хранить целомудрие. Но вскоре Рея Сильвия родила от бога Марса двух мальчиков близнецов Ромула и Рема. Взбешенный Амулий велел утопить младенцев. Его слуга бросил корзину с детьми в Тибр. Течением ее прибило к берегу, где пришедшая на водопой волчица нашла близнецов и выкормила их своим молоком. Впоследствии памятник этой волчице стоял на Капитолии, а сама она стала символом Рима.

Близнецов потом взял и воспитал простой пастух. Повзрослев, они во главе дружины удальцов стали нападать на разбойников, грабивших пастухов. Им удалось по счастливой случайности узнать тайну своего происхождения, после чего они вернули власть своему деду Нумитору, свергнув с престола злого Амулия. Привыкнув к вольной жизни, они не захотели оставаться в Альбе Лонге и решили основать собственный город там, где их нашла волчица. При постройке первых городских укреплений на холме Палатин они поссорились, и Ромул убил Рема, став первым царем города, который был назван его именем (Рим по-латыни Roma).[11] Теодор Моммзен говорит следующие: «Первоначально городская основа, из которой в течение столетий вырастал Рим, обнимала, по достоверным свидетельствам, только Палатин, который в более позднюю пору назывался также четырехугольным Римом, потому что Палатинский холм имеет форму правильного четырехугольника»[12]

Но окончательно верить легенде нельзя. Поскольку в разные периоды времени были разные герои, например, в начальных версиях легенды Рема вообще не было, и он появился только в более поздних версиях рассказа. Это может подтвердить и археологическая наука. В Болонском музее расположена стела, созданная в первой половине 4 века, на ней изображена волчица, которая кормит только одного ребенка, а не двух, как говорится в легенде. Но в другом Римском музее находится «Капитолийская волчица», относящаяся к 5 веку, изображены два ребенка, но, скорее всего, что фигуры детей были приделаны в эпоху возрождения. Поэтому можно прийти к выводу, что в легенде об основании Рима имеется много «беглых» мотивов и в ней очень мало историчности.

Предпосылками возникновения государства в древнем Риме служат, как общие элементы, которые применимы ко многим странам, так и предпосылки, и причины, относящиеся именно к древнему Риму. К числу общих причин можно отнести:

· Управление земледелием

· Выполнение общественных работ

· Защита от военных нападений и организация военных походов против других политических образований

· Рассмотрение и разрешение споров и т.д.

Если говорить об особенных предпосылках возникновения государства в Риме, то стоит отметить географических фактор.

Причиной, которая стало одной из главных, ускоренного роста и возвышение Рима над другими государствами являлось его выгодное географическое расположение. Например, знаменитый историк Тит Ливий пишет следующие слова: «Недаром боги и люди выбрали для основания города эту именно местность, эти в высшей степени благоприятные для здоровья холмы, эту реку, удобную как для вывоза продуктов с материка, так и для ввоза товаров заморских. Это море настолько недалекое от вас, насколько это нам выгодно, и не настолько близкое, чтобы иноземные флоты удобно могли нападать, это положение в центре Италии, единственное в своем роде и как бы созданное для расширения города»[13].

Если взглянуть на карту (приложение A), то Рим на самом деле находится по центру Апеннинского полуострова, на левом берегу реки Тибра и в 20 километрах от Тирренского моря, у самой удобной речной переправы. Еще Рим называют «Город на семи холмах» и посему видимо не зря, так как они действительно расположен на холмах. Также Рим находился на пересечении важнейших сухопутных путей: через него проходили дорога из Кампании в Этрурию и так называемая соляная дорога, которая шла вдоль берегов Тибра от моря, где добывали соль, во внутренние районы, где ее не хватало. Кроме того, рядом с городом проходили морские пути из Восточного Средиземного моря в Западное и из Африки в Европу. А небольшие корабли могли подниматься вверх по Тибру и разгружаться на пристани в самом центре Рима.[14] Также предпосылками образования государство послужило наличие плодородных земель и теплого климата, благоприятных для введения сельского хозяйства, что в итоге повлекло за собой появления частной собственности. Еще одной предпосылкой образования государства явились войны между племенами латинов, заселявших Лаций, сабин, живших севернее Рима и этрусков, населявших северо-запад Апеннинского полуострова, и последующие объединение этих племен.

Таким образом, в конце периода раннего развития древнего Рима, он обладает некоторыми признаками государства такими как: территориальной организацией населения (мы знаем, что, по праву римлянином считался тот, кто был членом римского рода), имелось некое наличие публичной власти (во главе стояли правители - цари). Говорить о других признаках государства еще сложно, поскольку они окончательно сложатся чуть позднее.

1.2. Периодизация истории Древнего Рима

История Рима – это история медленного, но неуклонного превращения небольшого латинского городка в центр всего Лация, а затем и Италии. Соответственно, это история перерастания небольшого латинского государства на Тибре в Римско-италийскую федерацию, а затем и в средиземноморскую державу, которая более чем на полтысячелетия свела воедино страны античного мира.[15] Историю римского государства принято делить на три большие эпохи:

1. Период царей (8-6 вв. до н.э.).

2. Период республики (6-1вв. до н.э.).

3. Период империи (1-5 вв. н.э.).

Из всех древних государств римское выделяется еще тем, что начало и конец его истории можно назвать с точностью не только до одного года, но даже до одного дня. Началом истории Рима считается 21 апреля 754\753 гг. до н.э. традиционная дата основания Города Ромулом и Ремом. Концом римской империи считается 23 августа 476 г., когда германский полководец на римской службе Одоакр сверг с престола последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула. Но разумеется, обе даты являются условными и между исследователями продолжаются дискуссии.[16]

Однако стоит отметить, что в 5 веке распалась только Западная Римская империя, а Восточная в свою очередь продержалась еще целую тысячу лет, пока не пала под атаками турок-османов в середине 15 века. На западе же правители государств, на территории которых существовала некогда единая Римская империя, пытались воссоздать её заново. Великий Рим никогда не умирал в мировой памяти.

На этом заканчивается первая глава, посвященная в основном истории появления Рима и причинам, которые на это повлияли. Во второй главе мы рассмотрим государственный строй и государственные должности, а также общественный строй древнего Рима.

1.3. Дискуссии по вопросу зарождения государственности в Древнем Риме

Возникновение первых государств является объектом исследования представителей сразу нескольких научных дисциплин – историков, юристов, экономистов, философов, этнографов, антропологов, археологов. Новые исследовательские данные способствуют переоценке представлений о происхождении государств, представителями вышеперечисленных областей науки выработаны новые концепции, объясняющие на новом уровне процессы образования первых государств. Государственная организация возникает не просто так. Государство — это более совершенная организация, если сравнить с первообщинным строем, в нём более высокий уровень упорядочения отношений между людьми. Такой вопрос, как причины и пути возникновения государств появился не сейчас и не 1000 лет назад, еще в глубокой древности люди уже задумывались над этим вопросом.

Возникновение государство в древнем Риме связывают с европейским путём развития. Он считается ведущим, самым быстрым и прогрессивным. Он основан на первоначальном разделении общества на классы, на наличии частной собственности, присутствием экономической неравностью населения, и государство становится необходимой организацией для поддержания господства, охраны собственности, ну и подавления сопротивления иных слоев общества.

На образование государства в древнем Риме существенное влияние оказала ожесточенная борьба родовой знати - патрициев и плебеев (лично свободные люди, но не являлись представителями римских родов). Их борьба привела к разрушению родового слоя, после чего плебеи стали получать все больше прав на политической арене.[17]

Но вернёмся к теориям происхождения государств, которые применимы к появлению государства в Риме. В мире существуют различные теории происхождения государств. Это обусловлено тем, что каждая отдельная теория показывает определенные взгляды той или иной социальной общности на конкретный процесс происхождения государства. В их основе находятся политические, экономические и другие интересы. К Риму также нельзя применить какую-то конкретную теорию, ибо при их рассмотрении в каждой можно выделить те или иные основания для применения определённой теории.

Теологическая теория. Она является одной из первых теорий происхождения государств. Одним из самых ярких представителей данной теории является деятель 13 века Фома Аквинский. Суть этой теории достаточно проста. Она сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. Государство вечно, как и сам бог. Эта теория было обусловлена религиозным тогда сознанием людей. Затем её начали использовать для обоснования неограниченной власти монарха.

Теологическая теория применима к Риму, поскольку согласно различным преданиям и легендам возникновение Рима связывают с божественным началом. Так, например, один из виднейших поэтов древнего Рима – Вергилий в своей поэзии излагает легенду о возникновении Рима «Троянец Эней, сын богини Афродиты и смертного Анхиза, уцелел при разрушении Трои. Вместе с сыном своим Асканием Эней бежал и после долгих странствований прибыл к берегам Лации»[18]. Таким образом, здесь явно прослеживается божественная теория происхождения государства.

Другой теорией происхождения государства, применимой к происхождению Рима, является естественно правовая или договорная. Согласной этой теории государство возникает не как результат божественного провидения, а как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных, а также для защиты своих прав и свобод.

Еще одной теорией, применимой к происхождению Рима, является теория насилия. Ее представителями являлись К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг. Согласно этой теории, государство возникает в результате затяжной войной между различными социальными общностями людей. В результате одни подчиняют себе других. Но стоит сразу отметить, что для появления государственности, та или иная сторона уже должна иметь некое экономическое, политическое, правовое развитие, так как если одна кучка людей с палками захватит другую, то ни какое государство в этом случае не появится. В Риме существовало несоответствие между патрициями и бесправным плебсом. Это неравенство породило между двумя группами общества длительную борьбу плебса за свои права. Она закончилась победой угнетенных, а также разрушила родовую организацию общества.

Также стоит отметить, что во всем античном мире отличительной чертой происхождения государств, в отличии стран востока, во многом предопределялись природно-географическими факторами. Из-за горной и холмистой местности, а также морских заливов, где проживала основная масса населения оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление. Также в отличии от стран востока здесь было мало плодородных и пригодных сельского хозяйства земель. Поэтому здесь большое развитие получают ремесла. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно, чем в других странах древнего мира. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств - полисов. От сюда вытекает полисная теория возникновения государства.

Также к происхождению Рима можно приписать и другие теории, которые можно считать общими для ранних государств: это патриархальная теория, психологическая теория, органическая теория и другие.

Таким образом, можно прийти к выводу, что нет одной конкретной теории происхождения государства, которую можно применить к Риму, да и вообще к любому государству. Так как государство образуется не по теории, а по реальным обстоятельствам. И эти обстоятельства всегда разные, поэтому государство образуется в результате синтеза сразу нескольких теорий.

Глава 2. Особенности государственного устройство Древнего Рима в царский период

2.1. Общественные отношения

При установлении основных черт общественного строя царского периода большое значение имеют различные пережитки древнейших учреждений, какие оставались в римском строе в последующую эпоху.[19] В царскую эпоху всё еще сохраняются родовые отношения, но царский период является переходным от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Основной общественной единицей был отцовский экзогамный род (Экзогамия - заключение брака за пределами определённой социальной группы, чаще всего родственной (например, рода, фратрии, клана, линиджа)). Из-за того, что все еще имеют место быть родовые отношения, наблюдается ответственность каждого члена рода перед своими сородичами. Они имели общие кладбища, общие религиозные празднества, общие земельные владения, были связаны взаимным правом наследования, должны были защищать друг друга. По мере ослабления родовых связей усиливалась римская семья (familia), в течение столетий оставшаяся основной хозяйственной и общественной единицей. «Отец и мать, сыновья и дочери, двор и жилища, слуги и утварь – вот те естественные элементы, из которых слагается домашний быть повсюду, где полигамия не уничтожила настоящего значения матери семейства»[20] - писал Теодор Моммзен. Слово «familia», - писал Энгельс, - первоначально… у римлян… даже не относилась к супругам и их детям, а только к рабам… Выражение это было придумано римлянами для обозначения нового общественного организма»[21]. Во главе семьи стоял отец семейства (pater familias). Власть его над личностью жены и детей была неограниченной. Он имел над ними право жизни и смерти. Все лица, находившиеся под отеческой властью, назывались агнатами.[22]

Если первоначально в Риме жили исключительно полноправные члены римской общины - патриции, объединенные в роды, то со временем в Риме начинают оседать люди, не входящие в родовую организацию – плебеи. Слово патриций происходит от pater (отец) и по-русски может быть переведено понятием «отцовские». Согласно некоторым нашим источникам, патриции делились на три трибы: Рамнов, Тициев и Люцеров. Каждая триба делилась на десять курий, каждая курия – на десять родов, каждый род – на десять семейств. Таким образом, всего было 30 курий, 300 родов и 3 тыс. семейств.[23]

Многочисленную группу жителей Рима составляли клиенты, политически бесправные люди, находящиеся в зависимости. Клиентов (экономически и социально слабые люди) ранней эпохи, по-видимому, нужно принципиально отличать от плебеев, хотя традиция не вполне единодушна в этом вопросе. Клиенты зависели от глав отдельных патрицианских родов или семейств, которые назывались их патронами, т. е. покровителями, защитниками. Сама связь между патроном и клиентом называлась клиентелой или патронатом. Юридически связь основывалась на принципе взаимных услуг, хотя фактически обе стороны находились далеко не в одинаковом положении.[24] Институт клиентелы играл в римском обществе очень важную роль на протяжении всей его истории.

Что касается плебеев, то стоит отметить, что по вопросы о происхождении плебеев существуют различные теории. Например, Нибур утверждал, что римский плебс образовался из жителей ближайших к Риму селений, которые были покорены первыми царями и приведены в Рим. Теорию Нибура оспаривал Инэ, видевший в плебеях бывших клиентов, которые принадлежали к туземному населению и после завоевания находились в крепостной зависимости от патрициев, а потом получили освобождение, имеют место быть и другие различные теории известных исследователей, таки как Моммзен, Фюстель де Куланж, Эдуард Мейер, Цёллер, Куно и др.[25] Между патрициями и плебеями шло противостояние, которое со временем все нарастало до той политической революции, которую традиция приписывает шестому царю Сервию Туллию.

2.2. Реформы Сервия Туллия и их влияние на процесс становления государства.

В VI веке до нашей эры VI царь Сервий Туллий провел ряд реформ, из-за которых в Риме наряду со старым родовым утвердился новый имущественный принцип общественного деления. Тит Ливий писал: «Затем он {Сервий Туллий} приступил к великому мирному делу, чтобы, подобно тому как Нума был творцом божественного права, молва среди потомства называла Сервия основателем сословного деления государства, которое определило различие в правах и положении.[26]

Ф. Энгельс про реформы Сервия Тулия писал: «Невозможно сказать что-нибудь определенное ни о времени, ни о ходе, ни об обстоятельствах возникновения той революции, которая положила конец древнему родовому строю. Несомненно, только, что причина ее коренилась в борьбе между плебсом и populous»[27].

В результате реформы законодательным путем были зафиксированы происшедшие изменения в социально-экономическом развитии Рима. Реформа, во-первых, состояла в организации территориальных триб, которые как административные единицы должны были заменить три старые родовые трибы. Количество триб колеблется. Городских, во всяком случае, было четыре: палатинская, субуранская, эсквилинская и коллинская. Цифры сельских триб разные: от 16 до 26.[28] Теперь списки граждан стали вести не по куриям, а по новым территориальным округам трибам. При Сервии Туллии по ним начали взимать с граждан чрезвычайный взнос на военные нужды (поскольку войны шли постоянно, налог можно считать постоянным), который назывался трибут. Как полагают некоторые исследователи, имущественный ценз исчислялся не в деньгах, а в зависимости от вылечены земельного надела или урожая, который с него собирали, как в атике при Солоне.[29]

Далее Сервий Туллий разделил все свободное население Рима на 5 имущественных классов или разрядов. В первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше 100 тыс. ассов, во второй – 75 тыс. ассов, в третий – 50 тыс. ассов, в четвертый – 25 тыс. ассов, в пятый 12,5 тыс. ассов. Те, у кого состояние было меньше, стояли «ниже класса» и назывались «proletarii», т. е. люди, которые имели только детей. Другое их название – capite censi (оценённые головой).[30]

Допущение плебеев в войско требовало наделения их некоторыми по-

литическими правами. Это было сделано Сервием Туллием посредством

организации новой формы народного собрания, в котором должны были

участвовать оба сословия. Оно называлось центуриатным собранием или

центуриатными комициями. Центурия (сотня), будучи военной тактичес-

кой единицей, вместе с тем стала и голосующей единицей, таким образом,

что граждане сначала голосовали в каждой центурии отдельно, а затем

вопрос решался большинством центурий (каждая имела один голос). I класс

получил 98 центурий. Из них 18 было всаднических (6 патрицианских и

12 плебейских) и 80 пехотных. II, III, IV классы получили по 20 центурий

каждый; V класс — 30 центурий. Военные ремесленники и музыканты

имели 4 центурии, а пролетарии — одну. Таким образом, всего было 193

центурии. В каждом классе центурии делились пополам на старшие

(seniores) и младшие (iuniores) по возрасту: в младшие входили воины от

17 до 45 лет, в старшие — от 46 до 60. Старшие центурии, как правило,

несли только гарнизонную службу.[31]

Деление общества по имущественному принципу стало основой не только для нового войска, но и для нового вида народного собрания центуриатных комиций. В нем голосовали по классам и центуриям, причем каждая центурия независимо от численности ее членов имела один голос.[32] Стоит отметить, что 98 из 193 центурии, то есть больше половины, находились в руках самых богатых слоев населения. А поскольку голосование всегда начиналось с них, то в случае, если богатые граждане голосовали единодушно, мнение остальных даже не спрашивали.

Достоверность свидетельств римской исторической традиций о реформах Сервия Туллия вызывает у многих современных историков определенные сомнения. Дело в том, что первые римские монеты медные (или бронзовые) ассы были не чеканными, а литыми появились только в IV веке до нашей эры. Кроме того, маловероятно, что уже в шестом веке до нашей эры в Риме было достаточно воинов, чтобы сформировать около 200 центурий. Возможно, та сложная система классов и центурий, о которой рассказывают римские историки, относится не к VI, а к IV веку до нашей эры. Однако большинство ученных сходятся в главном: реформы Сервия Туллия, разделившие римское общество по имущественному принципу, знаменовали окончательный переход Рима к цивилизации и государственности и, следовательно, имели громадное историческое значение.[33]

2.3. Государственный строй. Государственные должности и их замещения.

В древнем Риме тремя главными элементами власти являлись: Царь, сенат, и народное собрание.

Древнейшим носителем верховной власти в Древнем Риме, по преданию, был царь – REX, первоначально, вероятно, представитель одного из наиболее знатных и сильных родов, с властью патриархального характера, а в последствии выборны.

Но царя не нужно представлять себе по типу греческого басилевса гомеровской эпохи, т. е. он отнюдь не был каким-то неограниченным монархом. Скорее – он племенной вождь, не наследственный, но избираемый пожизненно. Он являлся военачальником (это, по-видимому, была его главная функция), также она обладал функциями: верховного управления государством (право созывать Сенат и народ, председательствовать на этих собраниях, проводить в них свои законы), верховной власти (права набирать войско и предводительствовать им на войне, объявлять войну (по решении общины) и заключать мир), верховной юрисдикции (права суда и наказания подданных), верховной религиозной власти (как духовный глава и представитель своей общины царь имел право «общаться с божествами» путем определенных обрядов).

Вообще нужно заметить, что характер и компетенция органов римской военной демократии чрезвычайно спорны. Здесь можно высказать только самые общие предположения, опирающиеся главным образом на сравнительно исторический материал, так как античная традиция в этом вопросе очень заметена.[34]

В выборах царя участвовали: старейшины, представители родов, граждане. После смерти царя соблюдался промежуток времени междуцарствия, необходимый для выборов (так называемый институт interregnum). Власть переходила к сенаторам, которые из своей среды назначали временного правителя (интеррекса). После истечения срока (обычно 5 дней) он избирал себе преемника, второго интеррекса, и это (или один из следующих) уже указывал кандидата в цари. Однако, относительно времени возникновения данного института (interregnum) высказываются две точки зрения, первая из них предполагает, что время возникновения междуцарствия следует относить к периоду, последовавшему после изгнания Тарквиния Гордого, т. е. в самом начале Республики. Институт был создан ради осуществления перехода от царской власти к новому политическому устройству. Данное предположение не находит подтверждения в античной традиции. По второй теории, рассматриваемый институт возник уже при царях, в дополнение к этому само слово interregnum предполагает наличие института царской власти, что кажется ближе к истине.

Впервые этот способ правления и избрания на царство, по сведениям источников, был использован после смерти Ромула. Когда сенаторы начали спорить о том, кому достанется царская власть, развернулась борьба между разрядами сенаторов. «Выходцы из сабинян, чтобы не потерять совсем свою долю участия в правлении … хотели поставить царя из своих; старые римляне и слышать не желали о царе-чужеземце. Но, расходясь в желаниях, все хотели иметь над собою царя, ибо еще не была изведана сладость свободы. Вдобавок отцами владел страх, что могут оживиться многочисленные окружающие государства и какой-нибудь сильный враг застанет Рим лишенным власти, а войско лишенным вождя.[35]

Во время своего правления царь имел право назначать себе помощников: это светские, духовные и должностные лица.

Рядом с царем находился второй орган управления Рима – совет старейшин – сенат (слово «senatus» происходит от «senex» - старик). Его члены назывались отцами (patres). Согласно традиции, Ромул назначил первых 100 сенаторов. Тулл Гостилий прибавил еще 100 из числа старейшин покоренной Альбы Лонги. Наконец, Тарквиний Старший довел их количество до 300. Во всяком случае, в царский период и еще много позднее, вплоть до Суллы, число сенаторов оставалось на последней цифре.[36] То есть число сенаторов совпадет с числом родов. Позже, однако, с постепенным падением значения родов и с усилением царской власти, этот принцип родового представительства отпадает и сенат составляется назначением царя.

Роль сената по отношению к царю является чисто совещательной: сенат обсуждает по предложению царя те или другие вопросы, и его заключения имеют принципиально значение советов, для царя юридически не обязательных, но имеющих, конечно, огромную фактическую силу.

По-видимому, членами сената первоначально были только главы патрицианских родов. Порядок пополнения сената в царскую эпоху не вполне

ясен. Возможно, что новых сенаторов назначал царь. Функции сената сводились к утверждению всех решений курий, к назначению нового царя. Сенат также мог влиять на внешнюю политику, по мнению Т. Моммзена, он обладал правом "veto" на решение куриатных комиций о начале наступательной войны. Сенат участвовал также в процедуре объявления войны. После того, как римский царь предложил объявить войну, гражданство утвердило это предложение, а иноземная община отказала в требуемом удовлетворении, римский посол призывал богов в свидетели нанесенной обиды и заканчивал следующими словами: "Но об этом мы, первые и старейшие в нашем отечестве, будем держать совет, каким образом нам осуществить свое право". После чего в Риме собирался сенат, который и решал вопрос о войне. Решение сената утверждалось народом. Однако применительно к царскому периоду, Ливий не пишет об утверждении решения сената народом.[37]

Носителем верховной власти было племенное собрание по куриям. Народные собрания имели в Риме общее название комициев с прозрачной этимологией от согге, сходиться. Оно решало важнейшие вопросы жизни общины: объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя (точнее, облекало его высшей властью — империем), занималось важнейшими судебными делами и проч.[38]

Каждая курия решала вопрос отдельно и имела один голос. Общее решение выносилось простым большинством курий. Народное собрание созывается по инициативе царя, который и вносит туда свои предложения. Предложения эти в собрании не дебатируются, а лишь просто принимаются или отвергаются открытою устною подачей голосов (простым «да» или «нет»). В куриях участвовали все взрослые мужчины.

Куриатные комиции ведали делами, связанными с культом, семейными отношениями и делами, касающимися жизни всей общины. По-видимому, на комициях происходили выборы царя и выносились постановления об объявлении войны. Комиции могли судить граждан, если они были виновны в тяжелых преступлениях. На комициях излагались завещания, происходили усыновления и принимались в состав общин новые роды.[39]

В конце царской эпохи появились должностные лица, назначаемые царем. Так, на время своего отсутствия царь назначал префекта города (pгaefectus iгbis), которому поручалось управление Римом.[40] К IV в. до н.э. плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364—337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей. В 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избравшиеся плебеями в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto — правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената.

Таковы зачатки политических учреждений в этот переходный период от первобытнообщинного (до государственного) строя к Классовому. Энгельс определяет этот строй как военную демократию.

Заключение

Исходя из проведенных исследований, ознакомившись с богатым и исторически значимым культурным наследием Древнего Рима можно сделать следующие выводы.

На основах Древнеримского государства были построены будущие современные цивилизации, некоторые из них расположись непосредственно прямо на территории некогда бывшей Великой Римской Империи. Поэтому, изучение древнеримской истории помогает нам наиболее глубже изучить и понять основы становления европейской цивилизации, которую в настоящее время можно считать современной.

В процессе написания курсовой работы, связанной с проблемой образования Древнеримского государства, были подробно разобраны: история возникновения государства в Древнем Риме, а именно предпосылки образования государства, и наиболее известные дискуссии по изучаемому вопросу. Стоит отметить, что отдельной главой курсовой работы была разобрана тема государственного и общественного устройства Рима, первые преобразования, которые, несомненно, оказали влияние на будущее государства, в зачаточный период Римского государства.

Для достижения поставленной цели, которую можно найти в введении курсовой работы были поставлены следующие задачи: изучение специализированной литературы по теме исследования, рассмотрение таких вопросов, как предпосылки и причины образования государственности, какие теории могут применяться к происхождению государства, мнения исследователей по этим вопросам, а также рассмотрение институтов государственной власти и общественного строя изучаемого периода.

Поэтому для выполнения поставленных задач, при написании курсовой работы, был проведен тщательный отбор специальной литературы, которая включает в себя научные статьи по истории становления государства в Древнем Риме, учебники по теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран, учебные пособия по римской истории, а в основу правовых источников исследуемого периода были положены хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран различных авторов. Также отдельно стоит отметить, что были рассмотрены и проанализированы первоначальные источники истории Рима, а именно работы исследователей, живших во времена Древнего Рима.

Во время написания курсовой работы выяснилась одна наиболее важная проблема, с которой сталкиваются все современные исследователи – это достаточно серьёзная фрагментарность и легендарность первоначальных источников, что не позволяет с особой точностью говорить о происходящих событиях того времени. Также стоит отметить и плюсы – это наличие большого количества материала отечественных исследователей на русском языке, что упрощает работу.

Подводя итоги можно сказать, что для возникновения государственного образования, на месте котором в будущем может появиться самое сильное государство мира, нужна синергия сразу многих факторов таких, как благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли, ведения войн географическое положение, объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков, приведшее к образованию в Риме общины, развитие скотоводства и земледелия, повлекшее за собой появление частной собственности; возникновение рабства, источниками которого становятся войны, а вместе с тем и зачатков классового деления общества.

Процесс зарождения государства занимает очень длительное время, и в Древнем Риме под него выделяют отдельный Царский период, который занял не один век в истории государства. В этот период зарождаются относительно устойчивые общественные и экономические отношения, формируется государственный аппарат. Царский период является, лишь, очень маленьким началом большого и длинного пути большого и великого Римского государства.

Список использованной литературы и источников.

Источники

1. Аппиан Александрийский. Римская история. – М.: Наука, 1998.

2. Дионисий о реформе Сервия Туллия // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учеб. пособие: в 2 т. Т. 1 / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. – М.: Проспект, 2015. - С. 78-88.

3. Из законов XII таблиц // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: учеб. пособие: в 2 т. Т. 1 / под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. – М.: Проспект, 2015. - С. 72-75.

4. Ливий Т. История Рима от основания Города. – М.: Эксмо, 2010.

Литература

5. Бережнов А. Г., Воротилин Е. А., Кененов А. А. и др. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Зерцало, 2004.

6. Виппер Р. Ю. Очерки истории Римской Империи - Берлин.: Государственное издательство, 1923.

7. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. – М.: Юрист, 1999.

8. Ковалев С.И. История Рима - Л.: Полигон, 2002.

9. Машкин Н. А. История древнего Рима. Учебник – М.: Высш. шк, 2006.

10. Маяк И. Л. Рим первых царей. – М.: Моск, ун-та, 1983.

11. Мухина М. В. Власть римских царей в viii-vii вв. до н.э. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История, 2013. №3.

12. Моммзен Т. История Рима. В 4 томах:. Том первый (кн. I—Ш) – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

13. Нечай Ф. М. Образование римского государства – Мн.: БГУ им. В. И. Ленина, 1972.

14. Смышляев А. Л. Курс лекций \ История Древнего Рима: От Ромула до Гракхов. 2010. С. - 21. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rulit.me/author/smyshlyaev-aleksandr-leonidovich/istoriya-rima-ot-romula-do-grakhov-download-free-230271.html.

15. Шмелева Л. Н. Власть и дипломатия в Древнем Риме (VIII-VII вв. До н.э.) // Филология и культура. 2010. № 22.

[1] Аппиан Александрийский. Римская история. – М.: Наука, 1998. - С. 8.

[2] Ливий Т. История Рима от основания Города. – М.: Эксмо, 2010.

[3] История от основания города [Электронный ресурс] : Материал из Википедии — свободной энциклопедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2018. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/?oldid=95986193

[4] Аппиан Александрийский. Римская история. – М.: Наука, 1998.

[5] Маяк И. Л. Рим первых царей. – М.: Моск, ун-та, 1983.

[6] Струве В. В. Хрестоматия по истории древнего мира. В 2 т. Т. 3. – М.: Учпедгиз, 1953. - С. 5.

[7] Нечай Ф.М. Образование римского государства – Мн.: БГУ им. В. И. Ленина, 1972. - С. 7-8.

[8] Моммзен Т. История Рима. В 4 томах:. Том первый (кн. I—Ш) – Ростов н/Д.: Феникс. 1997. - С. 65.

[9] Ковалев С.И. История Рима - Л.: Полигон, 2002. - С. 71.

[10] Аппиан Александрийский. Римская история. – М.: Наука, 1998. - С. 15.

[11] Смышляев А. Л. Курс лекций \ История Древнего Рима: От Ромула до Гракхов. 2010. - С. 1. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rulit.me/author/smyshlyaev-aleksandr-leonidovich/istoriya-rima-ot-romula-do-grakhov-download-free-230271.html.

[12] Моммзен Т. История Рима. В 4 томах:. Том первый (кн. I—Ш) – Ростов н/Д.: Феникс. 1997. - С. 64.

[13] Ливий Т. История Рима от основания Города – М.: Эксмо, 2010. - С. 223.

Смышляев А. Л. Курс лекций \ История Древнего Рима: От Ромула до Гракхов. 2010. - С. 1. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rulit.me/author/smyshlyaev-aleksandr-leonidovich/istoriya-rima-ot-romula-do-grakhov-download-free-230271.html.

[15] Ковалев С.И. История Рима. Л.: Полигон, 2002. - С. 6.

[16] Смышляев А. Л. Курс лекций \ История Древнего Рима: От Ромула до Гракхов. 2010. - С. 3. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rulit.me/author/smyshlyaev-aleksandr-leonidovich/istoriya-rima-ot-romula-do-grakhov-download-free-230271.html.

[17] Радько Т. Н. Теория государства и права: учебник / Т. Н. Радько, В. В. Лазарев, Л. А. Морозова. – М.: Проспект. 2012. - С. 37-38.

[18] Ковалев С.И. История Рима - Л.: Полигон, 2002. - С. 74.

[19] Машкин Н. А. История древнего Рима. Учебник – М.: Высш. шк., 2006. - С. 107.

[20] Моммзен Т. История Рима. В 4 томах:. Том первый (кн. I—Ш) – Ростов н/Д.: Феникс. 1997. - С. 72.

[21] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. - С. 60.

[22] Машкин Н. А. История древнего Рима. Учебник – М.: Высш. шк., 2006. - С. 108.

[23] Ковалев С.И. История Рима - Л.: Полигон, 2002. - С. 91.

[24] Ковалев С.И. История Рима - Л.: Полигон, 2002. - С. 91-92.

[25] Машкин Н. А. История древнего Рима. Учебник – М.: Высш. шк., 2006. - С. 110-111.

[26] Ливий Т. История Рима от основания Города – М.: Эксмо, 2010. - С. 36.

[27] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. - С. 128.

[28] Ковалев С.И. История Рима - Л.: Полигон, 2002. - С. 98.

[29] Смышляев А. Л. Курс лекций \ История Древнего Рима: От Ромула до Гракхов. 2010. - С. 21. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rulit.me/author/smyshlyaev-aleksandr-leonidovich/istoriya-rima-ot-romula-do-grakhov-download-free-230271.html.

[30] Ковалев С.И. История Рима - Л.: Полигон, 2002. - С. 98.

[31] Ливий Т. История Рима от основания Города – М.: Эксмо, 2010. - С. 37.

[32] Смышляев А. Л. Курс лекций \ История Древнего Рима: От Ромула до Гракхов. 2010. - С. 21. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rulit.me/author/smyshlyaev-aleksandr-leonidovich/istoriya-rima-ot-romula-do-grakhov-download-free-230271.html.

[33] Смышляев А. Л. Курс лекций \ История Древнего Рима: От Ромула до Гракхов. 2010. - С. 21. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rulit.me/author/smyshlyaev-aleksandr-leonidovich/istoriya-rima-ot-romula-do-grakhov-download-free-230271.html.

[34] Ковалев С.И. История Рима - Л.: Полигон, 2002. - С. 96-97.

[35] Мухина М. В. Власть римских царей в viii-vii вв. до н.э. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. 2013. №3. - С. 139-140.

[36] Ковалев С.И. История Рима - Л.: Полигон, 2002. - С. 96.

[37] Шмелева Л. Н. Власть и дипломатия в Древнем Риме (VIII-VII ВВ. ДО Н.Э.) // Филология и культура. 2010. № 22. - С. 1.

[38] Ковалев С.И. История Рима - Л.: Полигон, 2002. - С. 96.

[39] Машкин Н. А. История древнего Рима. Учебник – М.: Высш. шк., 2006. - С. 110-111.

[40] Машкин Н. А. История древнего Рима. Учебник – М.: Высш. шк. 2006. - С. 110-111.