Найти в Дзене
Савецкая Беларусь

Население белорусских городов в Польше и в СССР (дополнение к предыдущей статье)

Дополнение к предыдущей статье.

Как было показано в первой части, урбанизация в Советской Белоруссии к концу 1930-ых была почти в два раза больше, чем в Западной Белоруссии в составе панской Польши.

-2

Рассмотрим теперь отдельные города

Источники диаграммы: Белорусская ССР: экономико-географический очерк: Пособие для учителей: М. Л. Полонский, Михаил Иванович Ростовцев, Гос. учебно-педагог. изд-во, 1964 - C. 157; Богданович А. В., Сидоров П. Я. Города Белоруссии, Мн., 1967, C. 20; Даркович А. Л. Городское самоуправление на западнобелорусских землях межвоенной Польши (1919—1939 гг.). Дисс… канд. ист. наук. — М.: Б.и., 2016. — C. 81 - 82 (С сылкой на: Шыбека З.В. Гарады Беларусі… С. 219–220; Milewski J.J. Grodno – miasto i ludność w okresie międzywojennym // Grodno w XVIII wieku. Miasto i ludność (na tle trendów rozwojowych od średniowiecza do 1939 roku) / pod red. A. Woltanowskiego i J. Urwanowicza. Białystok, 1997. S. 197; ГАБО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1022. Л. 12. Отчет о деятельности органов городского самоуправления г. Бреста за 1919–1938 гг.; Там же. Ф. 2005. Оп. 1. Д. 126. Л. 1. Отчет о деятельности городского самоуправления г. Пинска за период с 5 марта 1919 г. по 30 сентября 1938 г.; Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. Т. 1 / рэд. кал.: М.В Біч і інш. Мінск, 1993. С. 301–302; Там же. Т. 2 / гал. рэд. Б.І. Сачанка. Мінск, 1994. С. 233; Там же. Т. 3 / гал. рэд. Г.П. Пашкоў. Мінск, 1996. С. 321; Там же. Т. 6. Кн. 1 / гал. рэд. Г.П. Пашкоў. Мінск, 2001. С. 336); Смиловицкий Л. Катастрофа евреев в Белоруссии, 1941-1944 г.г., Тель-Авив, 2000. C. 260.
Источники диаграммы: Белорусская ССР: экономико-географический очерк: Пособие для учителей: М. Л. Полонский, Михаил Иванович Ростовцев, Гос. учебно-педагог. изд-во, 1964 - C. 157; Богданович А. В., Сидоров П. Я. Города Белоруссии, Мн., 1967, C. 20; Даркович А. Л. Городское самоуправление на западнобелорусских землях межвоенной Польши (1919—1939 гг.). Дисс… канд. ист. наук. — М.: Б.и., 2016. — C. 81 - 82 (С сылкой на: Шыбека З.В. Гарады Беларусі… С. 219–220; Milewski J.J. Grodno – miasto i ludność w okresie międzywojennym // Grodno w XVIII wieku. Miasto i ludność (na tle trendów rozwojowych od średniowiecza do 1939 roku) / pod red. A. Woltanowskiego i J. Urwanowicza. Białystok, 1997. S. 197; ГАБО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1022. Л. 12. Отчет о деятельности органов городского самоуправления г. Бреста за 1919–1938 гг.; Там же. Ф. 2005. Оп. 1. Д. 126. Л. 1. Отчет о деятельности городского самоуправления г. Пинска за период с 5 марта 1919 г. по 30 сентября 1938 г.; Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. Т. 1 / рэд. кал.: М.В Біч і інш. Мінск, 1993. С. 301–302; Там же. Т. 2 / гал. рэд. Б.І. Сачанка. Мінск, 1994. С. 233; Там же. Т. 3 / гал. рэд. Г.П. Пашкоў. Мінск, 1996. С. 321; Там же. Т. 6. Кн. 1 / гал. рэд. Г.П. Пашкоў. Мінск, 2001. С. 336); Смиловицкий Л. Катастрофа евреев в Белоруссии, 1941-1944 г.г., Тель-Авив, 2000. C. 260.

Городское населения СССР с 1926 по 1939 г. увеличилось на 212,5%, в т.ч. население городов БССР увеличилось на 161,9%. Доля городского населения в БССР 1913 г. составила лишь 11,8%, в 1926 г. уже 17%, а к 1939 г. выросло до 24,7%. Эти одни из самых высоких темпов урбанизации в истории объясняются такими же темпами индустриализации в СССР. Население городов выросло в разы.

В Польше же в 1939 г. промышленность болталась на уровне 1913 г., достигнув его после всемирного кризиса. В Западной Белоруссии ситуация была еще хуже, уровень промышленного производства был ниже(!), чем в 1913 г., естественно, что в процессе деиндустриализации шла и деурбанизация. Население городов уменьшалось.


Единственным городом Западной Белоруссии в составе Польши, где имел место заметный прирост жителей по сравнению с довоенным временем, была Лида, население которой возросло с 13,1 тыс. в 1913 г. до 26,3 тыс. в 1939 г. Это объясняется положительной динамикой промышленного производства, что также заметно отличало ее от остальных западнобелорусских городов. Причиной успешного развития Лиды являлось ее удачное расположение в качестве крупного железнодорожного узла.