За какие цитаты можно получить срок или штраф
Классическое некрасовское «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» снова на повестке дня. Но возникает вопрос: как можно гражданином стать, так чтоб на нары не попасть? Ведь любое направленное против неё острое или мудрое слово власть, похоже, воспринимает как оскорбление и экстремизм. А между тем, чьё слово может быть точнее, чем слово поэта и гражданина в одном лице?
Мы уже несколько раз признавались в любви к литературе. И даже использовали анализ художественный, чтобы исследовать темы, не поддающиеся традиционному политэкономическому и инвестиционному анализу: ссылки на два отчёта, написанные с использованием беллетристического подхода, можно найти в конце данного текста. Кроме того, важное значение для нас и наших клиентов имеет «Кладезь инвестиционной, политэкономической и житейской мудрости» (доступ к нему – по ссылке на главной странице нашего сайта, также мы продублируем её внизу). Ведь мы специализируемся на ментальных инвестициях, то есть стремимся понять, как мысли формируют реальность. И какими мыслительными путями нужно идти, чтобы в итоге (а ещё лучше – уже по дороге) добраться до того образа жизни, который обеспечит нам и нашей отчизне уверенный рост благосостояния.
Между тем, правители отчизны, её городов и весей уже сформировали собственное вполне осязаемое властное и очень даже впечатляющее финансовое благосостояние и не хотят подпускать к его источникам миноритарных акционеров, т. е. остальных россиян. Любые же слова о справедливости, необходимости разделения властей, создании возможностей для зарабатывания денег всеми, кто готов приложить честный труд, воспринимаются правителями как экстремальные, а в пределе – и как экстремистские. Растерянные миноритарии всё чаще задаются классическими вопросами: кто виноват и что делать?
Ответы на них можно найти в литературе – и в русской литературе, с учётом нашей исторической специфики, наверное, даже больше, чем во всех остальных. Именно поэтому писатели, поэты, пишущие общественные деятели часто находились на острие ножа как в переносном, так и в прямом смысле. Как писал Владимир Высоцкий:
…Укоротить поэта! – вывод ясен.
И нож в него – но счастлив он висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен.
Этот наш скромный вывод подтверждается проектом #сядьзатекст, в котором цитаты из русских и зарубежных классиков литературы и борцов за права человека подводятся, не побоимся этого слова, под статьи действующего российского законодательства об уголовной и административной ответственности.
И действительно, как ещё в нынешней ситуации можно интерпретировать строки Пушкина из стихотворения «К Чаадаеву»:
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
– если не как экстремизм и призывы к свержению государственного строя? А ведь в этом стихотворении есть ещё совсем уж бесстыдная строка: «Под гнетом власти роковой»! (Также без ложной скромности хотим с удовольствием отметить, что строфа из этого стихотворения является слоганом нашей управляющей компании, который можно прочитать рядом с её названием на главной странице сайта либо в разделе «ОБ ОТЧИЗНЕ» в мобильной версии.)
Мы рады, что музыканты, поэты, актёры, журналисты – люди, глубоко понимающие литературу и нашу отчизну, – инициировали этот проект, направленный на защиту чести, достоинства и свободы всех россиян. И хотим внести в него свою лепту. Тем более что уже в значительной мере сделали это, собрав ещё в начале года наш «Кладезь». Здесь будут цитаты и из него (обязательно покопайтесь там по прочтении этого отчёта), и другие, которые, по нашему мнению, важны для осознания проблем, что терзают нашу отчизну и требуют безотлагательного решения.
Отказ от ответственности (сиречь, disclaimer): Как сказано в нашем главном дисклеймере (см. его внизу страницы), размещённые здесь тексты не являются призывом к какому-либо действию или бездействию. Инвесторы, т. е. россияне, вольны поступать в соответствии с ними, в противоположность им, вне связи с ними, а также никак не поступать вне зависимости от их существования. Размещённые здесь тексты, их компоновка и распределение являются реализацией конституционного права на свободу слова и мнений и не имеют целью кого-либо обидеть, привести в раздражение, обозлить; заставить думать о вмешательстве Запада (как и Востока, Юга либо Севера) во внутренние дела России; экстримизировать сознание; спровоцировать на нахождение с помощью лингвистической или почерковедческой экспертизы призывов к свержению государственного строя и оскорблений любой группы лиц, в одно лицо либо по предварительному сговору; оскорбить в каких-либо чувствах – веры, неверия, идолопоклонничества, шаманизма, безнаказанности, вседозволенности, избранности, непогрешимости, мании величия, мессианства (также см. раскрытие информации о том, кому не рекомендован вход на сайт «Отчизны» и анализ её контента, в разделе «ОБ ОТЧИЗНЕ»).
* * *
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье;
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит
И преступленье свысока
Сражает праведным размахом;
Где не подкупна их рука
Ни алчной скупостью, ни страхом.
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
И горе, горе племенам,
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!
Александр Пушкин. Ода «Вольность»
* * *
Ах, лихая сторона,
Сколь в тебе ни рыскаю –
Лобным местом ты красна
Да верёвкой склизкою!
А повешенным сам дьявол-сатана
Голы пятки лижет.
Эх, досада, мать честна! –
Ни пожить, ни выжить!
Ты не вой, не плачь, а смейся –
Слёз-то нынче не простят.
Сколь верёвочка ни вейся –
Всё равно укоротят!
Владимир Высоцкий. «Разбойничья»
* * *
Боже! Сколько правды в глазах государственных шлюх!
Боже! Сколько веры в руках отставных палачей!
Ты не дай им опять закатать рукава,
Ты не дай им опять закатать рукава суетливых ночей.
Чёрные фары у соседних ворот,
Лютики, наручники, порванный рот.
Сколько раз, покатившись, моя голова
С переполненной плахи летела сюда, где
Родина.
Еду я на родину,
Пусть кричат – уродина,
А она нам нравится,
Спящая красавица,
К сволочи доверчива,
Ну а к нам – тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля...
Эй, начальник!
Юрий Шевчук, «ДДТ». «Родина»
* * *
Преимущественное назначение главных помпадуров заключается в том, чтобы препятствовать. <…> [Я] вынужден был заключить, что, вероятно, Россия есть такая страна, которая лишь по наружности пользуется тишиною, но на самом деле наполнена горючими веществами. Иначе какая же была бы надобность в целой корпорации людей, которых специальное назначение заключается в принятии прекратительных мер без всяких к тому поводов?
Михаил Салтыков-Щедрин. «Помпадуры и помпадурши»
* * *
Для человека, чей родной язык – русский, разговоры о политическом зле столь же естественны, как пищеварение.
Иосиф Бродский. Нобелевская лекция
* * *
Вдоль дороги – лес густой
С Бабами-Ягами,
А в конце дороги той –
Плаха с топорами.
Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги все не так,
А в конце – подавно.
И ни церковь, ни кабак –
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!
Владимир Высоцкий. «Моя цыганская»
* * *
Зная, не знать; верить в свою правдивость, излагая обдуманную ложь; придерживаться одновременно двух противоположных мнений, понимая, что одно исключает другое, и быть убежденным в обоих; логикой убивать логику; отвергать мораль, провозглашая её; полагать, что демократия невозможна и что партия — блюститель демократии; забыть то, что требуется забыть, и снова вызвать в памяти, когда это понадобится, и снова немедленно забыть, и, главное, применять этот процесс к самому процессу — вот в чём самая тонкость; сознательно преодолевать сознание и при этом не осознавать, что занимаешься самогипнозом. И даже слово «двоемыслие» не поймёшь, не прибегнув к двоемыслию.
Джордж Оруэлл. «1984»
* * *
Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство».
Михаил Салтыков-Щедрин
* * *
Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых – отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм.
Лев Толстой. «Христианство и патриотизм»
* * *
На патриотизм стали напирать. Видимо, проворовались…
Михаил Салтыков-Щедрин
* * *
На мою свободу слова
Льют козлы свободу лжи.
Гражданин начальник, снова
Сказку злую расскажи!
Юрий Шевчук, «ДДТ». «Ларек»
* * *
Во времена всеобщей лжи говорить правду — это экстремизм.
Джордж Оруэлл
* * *
Народ, привыкший жить под властью государя и благодаря случаю ставший свободным, с трудом сохраняет свободу. <…> Трудности эти понятны, ибо подобный народ является не чем иным, как грубым животным, которое <…> вскармливалось всегда в загоне и в неволе; будучи случайно выпущенным на вольный луг и не научившись еще ни питаться, ни находить места для укрытия, оно делается добычей первого встречного, который пожелает снова надеть на него ярмо.
То же самое происходит с народом, который, привыкнув жить под властью других, не умея взвешивать ни того, что полезно обществу, ни того, что идет ему во вред, не понимая государей и не будучи понятым ими, вскоре снова склоняет выю под иго, зачастую оказывающееся еще более тяжким, нежели то, которое он только что сбросил.
Никколо Макиавелли. «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»
* * *
Здоровое презрение к власти порождается обычно лишь долгой традицией личной свободы.
Фридрих Хайек. «Дорога к рабству»
* * *
Средняя продолжительность хорошей тирании – десять-пятнадцать лет, двадцать самое большее. За этим пределом неизбежно соскальзывание в нечто весьма монструозное. Тогда мы имеем дело с величием, проявляющимся в развязывании войн или террора внутри страны, или того и другого вместе.
Иосиф Бродский. «О тирании»
* * *
Выбор формы правления Бог оставляет на усмотрение человека. <…> Тот, кто её устанавливает, может и упразднить.
Политический мыслитель и деятель Алджернон Сидни. «Рассуждения о правительстве»
* * *
…Питомцы ветреной Судьбы,
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть. <…>
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Александр Пушкин. Ода «Вольность»
* * *
У тирана время, отведенное на размышления о душе, используется для расчетов, как бы сохранить статус-кво. Это происходит потому, что человек в его положении не видит различий между настоящим, историей и вечностью – госпропаганда сплавила их воедино, потому что так удобнее и самому тирану, и населению. Он держится за власть, как другие люди преклонного возраста за свои пенсии и сбережения. То, что порой кажется чисткой в верхах, воспринимается народом как попытка поддержать устойчивость, на которую народ-то и рассчитывал в первую очередь, когда позволял тирании укрепиться.
Иосиф Бродский. «О тирании»
* * *
Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Великие люди — это почти всегда плохие люди.
Историк и политик Джон Дальберг-Актон
* * *
Так многие сидят в веках
На берегах — и наблюдают
Внимательно и зорко, как
Другие рядом на камнях
Хребты и головы ломают.
Они сочувствуют слегка
Погибшим, но — издалека.
Но в сумерках морского дна,
В глубинах тайных кашалотьих
Родится и взойдет одна
Неимоверная волна,
На берег ринется она
И наблюдающих поглотит.
Я посочувствую слегка
Погибшим им — издалека.
Владимир Высоцкий. «Штормит весь вечер, и пока...»
* * *
В момент, когда вы возлагаете вину на что-то, вы подрываете собственную решимость что-нибудь изменить и увеличиваете вакуум безответственности, который так любят заполнять демоны и демагоги, ибо парализованная воля — не радость для ангелов.
Иосиф Бродский. Речь перед выпускниками Мичиганского университета
* * *
О милый друг Ле Брэ! Не лучше ль вместо
Смиренья, взятого у труса напрокат,
Свой одинокий флаг, свой гордый флаг протеста
Нести и умереть, зажав в руках?
Кто прав? Кто не дожил до первой седины
Или седеющий от первых унижений?
Кто прав, Ле Брэ? Кем лучше сведены
Концы побед с концами поражений?
Нет! Вместо подлости и вместо славы мелкой
Я выбираю в сотый раз
Мой гордый путь под перестрелкой
Взведенных ненавистью глаз!
Эдмон Ростан. «Сирано де Бержерак» (пер. В. Соловьева)
* * *
И когда pядом pухнет изpаненный дpуг,
И над пеpвой потеpей ты взвоешь, скоpбя,
И когда ты без кожи останешься вдpуг
Оттого, что убили его – не тебя, –
Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал
По оскалу забpал: это – смеpти оскал!
Ложь и зло – погляди, как их лица гpубы!
И всегда позади – воpонье и гpобы.
Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если pуки сложа наблюдал свысока,
И в боpьбу не вступил с подлецом, с палачом, –
Значит, в жизни ты был ни пpи чём, ни пpи чём!
Если, путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почём, –
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Владимир Высоцкий. «Баллада о борьбе»
* * *
Не стоит прогибаться под изменчивый мир,
Пусть лучше он прогнется под нас.
Однажды он прогнется под нас.
Андрей Макаревич, «Машина времени»
---------------------
КЛАДЕЗЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ, ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЖИТЕЙСКОЙ МУДРОСТИ
ССЫЛКА: Поэма о ненужном избиркоме / Разоблачаем миф о том, что от вашего выбора ничего не зависит
ССЫЛКА: Что беспокоит несменяемых национальных лидеров / Сколько нужно править, чтобы надоесть народу
----------------------
Отказ от ответственности (сиречь, disclaimer): Представленные здесь мнения могут не совпадать с любыми другими и не являются офертой или предложением к покупке или продаже каких-либо ценных бумаг, товаров и услуг на любом рынке – финансовом, политическом, чёрном, рекламном, фермерском или рынке выходного дня, как и не являются призывом к какому-либо действию или бездействию.
Все права защищены © 2019